«Шок будущего». Женщинам-музыкантам посвящается

29 June

Запускаем рубрику «Фильмы, которые мы не увидим в кинотеатре». Спонсор рубрики - COVID-19.

Сегодня будем обсуждать «Шок будущего» («Le choc du futur») французского режиссера и музыканта Марка Коллина. В Европе фильм вышел еще прошлым летом. До российского проката он так и не добрался.

фото: https://www.theguardian.com/film/2019/sep/11/the-shock-of-the-future-review-marc-collin-alma-jodorowsky-electronic-music
фото: https://www.theguardian.com/film/2019/sep/11/the-shock-of-the-future-review-marc-collin-alma-jodorowsky-electronic-music

1978 год, Париж. Анна Климова живет у приятеля в комнате, напичканной драм-машинами, секвенсорами, модуляторами, синтами, колонками и другой музыкальной аппаратурой. Она записывает музыку при помощи машин, но продать её не может. Рекламщикам нужны записи в популярных стилях рок и диско.

Основатель популярной пост-модернистской группы Nouvelle Vague Марк Коллин снял признание в любви недооцененным музыкантам-экспериментаторам. Юной Анне приходится подрабатывать массажисткой, потому что её треки не покупают. Лейблы предлагают девушке забросить драм-машины и стать певицей раз уж вышла лицом.

Скоро 80-е. Молодому поколению плевать на рок и прочую психоделику. Этому дерьму конец, я уверена.
Я скажу кое-что о роке. Он как и джаз закончит в музее. И финансировать его будет правительство, а слушать одни буржуи.

Фильм снят музыкальными гиком для фанатичных любителей музыки. Герои болтают о битбоксах, секвенсорах и прочих студийных примочках. Особое место в разговорах занимает драм-машина Roland CR-78. Неподготовленному зрителю будет скучно слушать об этом.

Весь фильм, за исключением нескольких эпизодов, снят в маленькой комнатке. В кадр попадают только герои и аппаратура, остальное вынесено за скобки.

Главную роль в «Шоке будущего» исполнила Альма Ходоровски, внучка известного режиссера Алехандро Ходоровски. Девушка отлично справилась с ролью Анны. Взгляды, споры с продюсером, беседы с продавцом винила - можно подумать, что Альма сама музыкальный нерд.

Герои постоянно обсуждают музыку. Одна из лучших сцен фильма та, в которой виниловый диггер ставит Анне новые пластинки Throbbing Gristle, Aksak Maboul, The Human League и Pryda. Это и есть будущее, по мнению героев. К слову, Suicide главной героине не понравились, потому что они слишком напоминают рок 50-х.

Марк Коллин посвятил свой фильм женщинам, которые поспособствовали зарождению электронной музыки. В титрах автор их перечисляет - Лора Шпигель, Беатрис Феррейра, Эльза Мария Паде, Полина Оливерос, Бебе Баррон, Йоханна Бейер, Сьюзан Чани, Элиан Радиг, Делия Дербишир, Дафна Орам, Венди Карлос.