Где учиться на геймдизайнера: обзор программ высшего образования

9 February 2018

Существуют ли сегодня вузы в России, которые обучают геймдизайну? На каких программах высшего образования есть возможность получить компетенции геймдизайнера?

Сегодня профессия геймдизайнера становится все более востребованной, поскольку игровая индустрия активно развивается, новые технологии виртуальной и дополненной реальности все активнее проникают не только в игры, но и в образование, индустрии культуры и другие сферы. В каких вузах обучают геймдизайну, какие существуют профильные программы высшего образования в этой области, расскажем в этой статье. 

Чем занимается геймдизайнер

Геймдизайнер — это специалист, который участвует в создании игр. В функции геймдизайнера входит не только создание и анимирование визуальных образов персонажей игры, он придумывает и концептуально развивает содержание, логику и механику игры, становится связующим звеном между разработчиками, игроками, продюсерами. 

Гейм-дизайнер создает мир, в который будут потом играть миллионы людей. Он должен на 100% знать каким должен получиться финальный проект, при написании технического задания учесть мельчайшие подробности будущей игры и донести это до команды разработчиков. В этой профессии нужен и талант, и вдохновение, и огромное количество знаний.

Стоит ли учиться на геймдизайнера

Геймдизайнер - это ключевая позиция в игровой индустрии, очень высокооплачиваемая и перспективная профессия. Гейм-индустрия активно развивается, огромное количество областей, например, таких как образование, нуждаются в геймификации. Поэтому профессия геймдизайнера будет оставаться актуальной и востребованной в будущем.

По данной специальности обычно спрос превышает предложение на рынке труда. Название должности специалиста может звучать по-разному: 

  • Junior Game Designer
  • 3D-аниматор в game
  • Гейм-дизайнер
  • Game Designer
  • Senior Game Designer
  • Lead Technical Game Designer

Среднегодовые зарплаты геймдизайнеров за рубежом могут составлять
от $70 000 до $150 000.

По данным портала Яндекс.Работа на 09.01.2018 года в России открыты 753 вакансии по 3 должностям профессии «Гейм-дизайнер» с указанием заработной платы.

Заработная плата

Средняя – 42 000

Минимальная – 25 200

Максимальная – 105 300

Максимальное количество вакансий по должностям

  • Графический дизайнер (гейм-дизайн) (614 вакансий)
  • 3d дизайнер (73 вакансии)
  • Визуализатор (66 вакансий)

По этим вакансиям средний уровень оплаты труда для данной профессии в России составляет 42000 руб. Конечно, более половины этих вакансий - в Москве. Однако есть также вакансии в Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Новосибирске и других городах России.

В каких вузах и на каких программах можно получить образование, которое поможет стать высококлассным геймдизайнером

Сегодня в вузах уже есть программы высшего образования, заточенные на профессию геймдизайнера. Например, программа бакалавриата "Гейм-дизайн и виртуальная реальность" НИУ ВШЭ, Москва. Во время обучения студенты профиля проходят все этапы разработки игры от оформления изначальной задумки, создания сюжета игры, игрового процесса и игрового мира до релиза и монетизации готового продукта. Цель программы — подготовить «архитекторов «Матрицы» — профессионалов, готовых работать во всех областях игровой индустрии, включая креативные, содержательные, аналитические и экономические процессы. 

Выпускники этой программы получают мощные компетенции, которые позволят уже после окончания вуза выполнять внушительный функционал в области гейм-дизайна:

  • разрабатывать идейную основу игры;
  • составлять концепцию проекта;
  • составлять и редактировать дизайн-документ;
  • выполнять корректировку идейной основы игры; 
  • контролировать процесс разработки в части игрового дизайна;
  • участвовать в составлении технической спецификации игры;
  • планировать и осуществлять рекламную компанию.

Программа бакалавриата "Анимация и графика компьютерных игр" в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна также максимально сфокусирована на формировании компетенций геймдизайнера. 

Программа дает навыки работы в графических пакетах растровой и векторной компьютерной графики и веб-дизайна, техники графики, рисунка, особенностей, техники и принципов создания окружения и персонажей компьютерных игр.

В ходе обучения студенты изучают такие профессиональные дисциплины:

  • Технический рисунок
  • Основы этики современного дизайна
  • Информационные технологии
  • Искусство коллажа
  • Цветоведение и колористика
  • Шрифты и типографика
  • Компьютерная графика и дизайн
  • Программное обеспечение двухмерной графики для компьютерных игр
  • Композиция в графике
  • Пластическая анатомия
  • История культуры
  • Основы операторского мастерства
  • История дизайна, науки и техники
  • Анимация в игровой графике
  • Концепт-арт окружения, архитектуры, объектов и персонажей
  • Техника графики и принципы современного дизайна
  • Специальные технологи
  • Искусство фотографии
  • Технические инновации в графическом дизайне
  • Программное обеспечение трехмерной графики для компьютерных игр
  • Режиссура в игровой графике
  • Дизайн интерфейса в игровой графике
  • История, технология и классификация компьютерных игр

В Екатеринбурге получить профессию геймдизайнера можно на программе специалитета "Художник анимации и компьютерной графики" в Уральском государственном архитектурно-художественном университете.

Данная программа ведёт подготовку студентов к творческой и художественной деятельности, они овладевают практическими навыками различных видов изобразительного искусства, методами и средствами проектной и компьютерной графики, средствами визуализации, получают знания в области педагогики. Данная программа в большей степени сфокусирована на визуализации. Для уверенности в профессии после окончания данной программы придется дообучиться режиссуре, веб-дизайну, специфике гейм-дизайна. Однако она является серьезной базой для профессии геймдизайнера.

В Москвоском Политехе есть 2 программы бакалавриата "Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии" и "Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне". У первой программы фокус на программировании. Поэтому после окончания нужно будет дообучиться дизайну и визуализации. Тем не менее, данная программа позволит специалисту понять технологию создания игры, более точно ставить технические задания разработчикам. Вторая программа имеет блок дисциплин в области дизайна и дает компетенции и в области программирования, и в области дизайна, что позволит будущему специалисту самостоятельно решать ряд вопросов дизайна и разработки, более эффективно управлять всеми рабочими процессами создания игры.

Фокус на разработке (программировании) также у программы Университета ИТМО в Санкт-Петербурге "Компьютерные технологии в дизайне". Однако, программа ИТМО включает кроме дисциплин по разработке и программированию внушительный блок дисциплин по выбору студена в области дизайна: 

  • Введение в историю искусств /Введение в мировую художественную культуру
  • Разработка веб-приложений /Разработка графических приложений
  • История искусств / Мировая художественная культура 
  • Полиграфический дизайн /Системы вёрстки
  • Архитектурная графика /Твердотельное моделирование
  • Мультимедиа технологии / Основы видеомонтажа и постобработки

Для будущего геймдизайнера могут быть интересны также программы специалитета в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения:

Выпускники данных программ будут иметь более высокие навыки в области режиссуры, понимания механики анимации, компьютерной графики, владеть 3D-технологиями и технологиями виртуальной реальности. Однако, касательно непосредственно технологий разработки (программирования) придется дообучиться.

Тем, кто планирует заниматься геймдизайном и геймификацией образования, будет полезна программа Российского государственного гуманитарного университета (Москва) "Прикладная информатика в гуманитарной сфере".  Программа формирует у обучающихся навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях  гуманитарных наук, образования, культуры и социальной сферы. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа (художественному 3D моделированию и анимации, нелинейному видеомонтажу, компьютерной обработке звука, виртуальной реальности), инженерии гуманитарных знаний и технологиям информационного общества. Учебный план бакалаврской образовательной программы сочетает фундаментальное гуманитарное образование с практическим освоением современных информационных технологий, включая технологии Интернета.

Хорошей базой для развития в профессии геймдизайнера также может оказаться программа бакалавриата Российского университета дружбы народов (Москва) "Компьютерная графика". Студенты изучают такие дисциплины, как «Информатика и программирование», «Создание и обработка цифровых аудио и видео», «Технологии трехмерного моделирования», «Разработка интерактивных мультимедийных приложений», «Компьютерная графика», «Виртуальная историческая реконструкция» и многие другие. Данная программа формирует у обучающихся навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях гуманитарного знания, образования, культуры и социальной сферы. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа (3D моделированию, технологиям работы с анимацией и видео, компьютерной обработке звука, виртуальным реконструкциям, геоинформационным системам), инженерии гуманитарных знаний и технологиям информационного общества. Большое внимание уделяется освоению компьютерной графики и анимации, воспитанию вкуса и привитию художественно-эстетических навыков, формирование визуальной культуры.

Получить высшее образование по программе бакалавриата "Анимация и иллюстрация" можно в трех вузах: НИУ ВШЭ (Москва), Институт бизнеса и дизайна (Москва), Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Выпускники данной программы научатся создавать анимационное 2D- и 3D-кино, компьютерные игры, рекламу, интернет-сайты, видео-инсталляции, ТВ-заставки, иллюстрации и комиксы, дополненную реальность. В ходе обучения студент может выбрать то направление, которое считает более подходящим для самореализации: мультипликация, мультимедийный дизайн, геймдизайн, иллюстрация или создание спецэффектов.

Полезной для будущего геймдизайнера также будет программа бакалавриата "Дизайн в медиаиндустрии", по которой можно получить высшее образование в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна и в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. В процессе обучения по этой программе студент осваивает широкий спектр знаний и овладевает практическими навыками, в том числе:

  • изучает дисциплины, обеспечивающие классическое художественное образование, в течение всего периода обучения;
  • получает знания и умения, позволяющие добиться творческих успехов и достичь высокого профессионального уровня в таких областях реализации дизайнерских решений в медиаиндустрии, как дизайн декораций в театральных постановках и в съемочных павильонах, дизайн интерьера, дизайн костюма, архитектурно-стилевой дизайн, рекламный дизайн, компьютерные технологии в дизайне, технологии 3-D моделирования, захват движения Motion Capture и анимационное моделирование, мультимедийные технологии в дизайне, дизайн Web-коммуникаций, анимация и компьютерная графика;
  • осваивает методы и средства проектирования дизайн-проектов, художественных образов культурно-массовых, телекоммуникационных мероприятий (форумов, конференций, фестивалей, выставок), интерьерных и ландшафтных композиций (выставочных экспозиций, мультимедийных развлекательных центров, киноконцертных комплексов, конференц-центров, музейных инсталляций).

Для тех, кто уже получил первую ступень высшего образования, есть программа магистратуры "Прикладная информатика в компьютерном дизайне" в СПбПУ Петра Великого (Санкт-Петербург). Программа дает слушателям знания и навыки в областях двухмерной и трехмерной компьютерной графики; проектирования веб- интерфейсов; создания полиграфических макетов; проектирования и дизайна интерьеров, создания трехмерных персонажей; технологии управления проектами в компьютерном дизайне.

Изучаемые профессиональные дисциплины по данной программе:

  • компьютерная графика,
  • компьютерная верстка,
  • трехмерное моделирование в дизайне интерьеров,
  • трехмерное моделирование персонажа,
  • дизайн и разработка web- узлов,
  • проектирование в AutoCAD,
  • технологии работы с векторной графикой,
  • технологии работы с растровой графикой,
  • поисковая оптимизация,
  • технологии подготовки персонажа к анимации,
  • разработка пользовательских веб-интерфейсов,
  • трехмерная анимация, архитектурная визуализация.

Если вы решили стать геймдизайнером, ознакомьтесь внимательно с каждой программой, проанализируйте их учебные планы, требуемые предметы ЕГЭ и экзамены, проходные баллы, требования к творческим экзаменам в вузе, и выберите для себя оптимальный вариант получения высшего образования.

Обзор подготовила Алла Носкова, Генеральный директор Postupi.online.