Какие советские фильмы можно считать культовыми?

При описании многих старых фильмов, часто авторы употребляют термин (культовый фильм). Грешен, я тоже иногда его вставляю. А что такое культовое кино? И чем оно отличается просто от популярных фильмов? И какие советские фильмы действительно можно назвать культовыми?

Если обратиться к терминологии - легче не становится. Большинство определений больше запутывают, чем объясняют.

К примеру вот: Культовый фильм - фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Т.е. получается, что фильм должен быть не просто популярным, а становится именно объектом почитания.

В другом словаре попалось вот такое определение: Культовый фильм должен привлекать относительно небольшую аудиторию и раздражать любителей массовой культуры.

В таком случае, культовыми никак не могут быть популярные у широких слоёв населения фильмы. В нашем случае, если относить термин "культовые" к советским фильмам, то получается, что вылетают и комедия Гайдая, и комедии Рязанова, и популярные в народе истерны "Белое солнце пустыни" и "Неуловимые мстители", и такие многосерийки как "Место встречи изменить нельзя" и "17 мгновений весны". Это просто популярные в народе фильмы.

Но есть ещё вот такая формулировка: культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес. И вот под неё почти все вышеперечисленные фильмы подходят. Ибо что такое просто популярный фильм? Он может быть популярным в момент выхода, на него будут ломиться зрители в кино. Но через пару лет о нём забыли. А эти фильмы люди с удовольствием смотрят уже десятилетиями.

Хотя, всё таки, с формулировкой "привлекать относительно небольшую аудиторию" я не согласен. Это не главное правило, делающее фильм культовым. Не совсем согласен и с "устойчивым интересом". Это важный фактор, но не определяющий. Главное, что он "становится объектом почитания". То есть фильм становится объектом культа, своего рода почитания у определённой группы людей. И кстати, все перечисленные фильмы опять же не подходят под это определения. Они популярны, но объект культа? Сомнительно. Ну разве что "17 мгновений весны", с шагнувшим из фильма в анекдоты Штирлицом. Но разве анекдотов достаточно, чтобы стать культом?

Тогда какие фильмы попадают под определяющие факторы? Таких наберётся не так много. На вскидку я назову, наверное три: "Кин-дза-дза!", "Асса" и (только не смейтесь) "Гостья из будущего". У этих фильмов стойкие сообщества фанов. Они в чём-то выражают философию поколения. И все они прошли проверку временем.

А такие фильмы как "Место встречи изменить нельзя", "Ирония судьбы", "17 мгновений весны", "Белое солнце пустыни", всё же, просто популярные фильмы имеющие элементы культовости, но не ставшие ими. Частью культуры - да. Культом, как таковым - нет, и большого влияния на зрителя они не оказали .

Оригинал поста был опубликован мной в моём ЖЖ-блоге Позитив из Города Солнца - Какие советские фильмы можно считать культовыми?

Если вам понравился пост, проголосуйте про него и подписывайтесь на канал. Вас ждёт ещё много интересного