Почему наши дети так устают в школе, и как им помочь

15 February 2018
483 full reads
1,5 min.
635 story viewsUnique page visitors
483 read the story to the endThat's 76% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Учитель и психолог рассуждают о мотивации, нагрузках и дисциплине современных школьников

Прошли те чудесные времена, когда школьник прибегал с уроков ещё до обеда и с удовольствием делал домашнее задание – почти всегда сам, иногда – с помощью старших. Сегодняшние ученики возвращаются домой затемно, после репетитора и спортивной секции. Вы кормите своего ребёнка ужином и с ужасом ожидаете времени, когда нужно будет уговаривать его сесть за уроки. Вы знаете: сейчас начнутся жалобы, взаимные упрёки, глупые ошибки, бесконечное переписывание и порой даже слёзы.

Почему дети перестали справляться с домашней работой сами? Мы-то в своё время успевали и уроки выучить, и во дворе побегать, и по дому помочь. Отчего современные дети так устают? Почему им ничего не интересно? Как помочь любимому чаду справиться со школьной и внеклассной нагрузкой?

Ответы на эти и другие вопросы Praktika.ru искала совместно с опытным учителем и детским психологом.

Школа сегодняшняя и вчерашняя – в чём разница?

Современные школьники сталкиваются с гораздо большим давлением и куда более завышенными требованиями, чем мы, их родители, сталкивались в своё время. Трёхлетние малыши уже ходят на развивающие занятия, а с пяти лет – на подготовку к школе с полноценными уроками.

Учебная нагрузка тоже растёт: иностранный язык со второго, а то и с первого класса (но вы ведь начали учить его намного раньше – на «развивашке»), портфолио с первых месяцев учёбы, многочисленные олимпиады – уже не только для одарённых детей, а для всех желающих. А как отказаться, если почти весь класс участвует? Ведь хочется дать ребёнку шанс попробовать себя во всём. А как же кружки? Танцы, футбол, рисование, английский – надо ведь и мышцы развивать, и осанку поправить, и дать выход энергии.

В результате ребёнок ещё с дошкольного возраста оказывается вовлечён в водоворот интенсивного обучения и развития. Хотя ведущей деятельностью в 6-7 лет всё ещё является игра, но много ли времени на игры у современных детей? У них даже нет возможности побыть в одиночестве, просто посидеть у окна или полистать книжку – не развивающую, а просто для души. Мы изо всех сил стремимся заполнить каждую минуту времени своего чада полезными занятиями, порой жертвуя полноценным отдыхом.


Наталья Сергеевна Кузнецова
Взрослый и детский психолог и психоаналитик, член «Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций», кандидат наук
Прежде всего, важно не сравнивать советское время, советскую школу, то есть свой опыт – и опыт собственных детей в сегодняшней школе. Это задача, заранее обречённая на провал: сегодня другая школа, другая программа, другие педагоги – и другие дети. Школы сейчас тоже не одинаковые: есть частные, есть лицеи, есть гимназии, есть обычные, – и нагрузки в каждой из них разные. Сейчас у детей возросла нагрузка в школах, у них много заданий, высокий темп. Если в школе жёсткий режим и расписание, то отдых будет заключаться в свободе и самостоятельном планировании свободного времени самим ребёнком. Иногда родители пытаются снизить нагрузку, лишая детей любимых занятий, но это приведёт ровно к обратному эффекту.
Наталья Сергеевна Кузнецова Взрослый и детский психолог и психоаналитик, член «Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций», кандидат наук Прежде всего, важно не сравнивать советское время, советскую школу, то есть свой опыт – и опыт собственных детей в сегодняшней школе. Это задача, заранее обречённая на провал: сегодня другая школа, другая программа, другие педагоги – и другие дети. Школы сейчас тоже не одинаковые: есть частные, есть лицеи, есть гимназии, есть обычные, – и нагрузки в каждой из них разные. Сейчас у детей возросла нагрузка в школах, у них много заданий, высокий темп. Если в школе жёсткий режим и расписание, то отдых будет заключаться в свободе и самостоятельном планировании свободного времени самим ребёнком. Иногда родители пытаются снизить нагрузку, лишая детей любимых занятий, но это приведёт ровно к обратному эффекту.
Наталья Сергеевна Кузнецова Взрослый и детский психолог и психоаналитик, член «Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций», кандидат наук Прежде всего, важно не сравнивать советское время, советскую школу, то есть свой опыт – и опыт собственных детей в сегодняшней школе. Это задача, заранее обречённая на провал: сегодня другая школа, другая программа, другие педагоги – и другие дети. Школы сейчас тоже не одинаковые: есть частные, есть лицеи, есть гимназии, есть обычные, – и нагрузки в каждой из них разные. Сейчас у детей возросла нагрузка в школах, у них много заданий, высокий темп. Если в школе жёсткий режим и расписание, то отдых будет заключаться в свободе и самостоятельном планировании свободного времени самим ребёнком. Иногда родители пытаются снизить нагрузку, лишая детей любимых занятий, но это приведёт ровно к обратному эффекту.

В результате количество кортизола – гормона стресса – в крови современного ребёнка гораздо выше, чем у его сверстника из прошлого века. А состояние перманентного стресса рано или поздно приводит к нарушениям внимания, памяти и мотивации. В итоге старательные родители добиваются противоположного результата: их чадо не улучшает свои навыки по школьным и внешкольным предметам, а, наоборот, становится усталым, раздражительным, скатывается на тройки. Ему всегда скучно, он всегда уставший, и единственное, что он готов делать до бесконечности, – играть в планшет или смотреть видеоролики на YouTube.

Вполне логично: чтобы у ребёнка сохранялось желание активно познавать мир – гулять, читать, играть, – он должен постоянно «перезаряжать свои батарейки»: спать по 8-9 часов (и желательно часик днём, даже если ему уже 7-8 лет) и время от времени просто бездельничать. Хотя маме кажется, что ребёнок мог бы отдохнуть с пользой – собрать пазл, сделать зарядку, – важно дать малышу возможность хотя бы час в день «считать ворон».

Здесь вы можете прочитать Советы родителям при гиперзагруженности ребёнка