«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?

29 October 2020

Ридли Скотт известен любителям фантастики не только созданием культовой франшизы «Чужие», но и еще одной знаменитой вселенной — «Бегущий по лезвию». Въедливые и внимательные фанаты нашли несомненное сходство между этими, казалось бы несвязанными между собой картинами и их приквелами и сиквелами. В новых фильмах можно встретить незаметные на первый взгляд пасхалки, которые позволяют сделать вывод — режиссер решил пусть и неявно, но связать эти две киновселенные.

«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?
«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?

Это могло бы показаться случайностью, но внимание к мелочам и скрупулезность Ридли Скотта известна всем. Поэтому выглядят маловероятными версии, что в «Бегущем по лезвию» использовались старые наработки режиссера или декорации, оставшиеся от съемок «Чужих». Также несостоятелен довод, что Скотту нужно было экономить бюджет, ради чего он использовал выброшенные при монтаже кадры из старых работ в новой картине. Достаточно знать, что на волне успеха «Чужого», «Бегущий по лезвию» получил на производство 28 миллионов долларов — баснословную для фантастики 1982 г. сумму. Поэтому мастер Ридли ни в чем себе не отказывал.

«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?
«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?

Поэтому главная версия несомненного сходства вселенных — замысел режиссера. Например, в одном из интервью после выхода картины «Чужой: Завет», Скотт подтвердил, что оставил небольшую пасхалку, которая связывает вселенные Allien и Bladerunner. Вероятно, имелось в виду схожесть управления кораблей в этих фильмах, а также аварийного сигнала на дисплее, который можно увидеть в «Прометее» и оригинальном «Бегущем по лезвию» 1982 г.

Сигнал на экране из «Чужих» (слева)и «Bladerunner» (справа)
Сигнал на экране из «Чужих» (слева)и «Bladerunner» (справа)

Также интересна взаимосвязь между ключевыми персонажами вселенных. Так, в дополнительных материалах к фильму «Прометей» есть черновик речи Питера Вейланда, основателя корпорации Weyland-Yutani Corporation. В ней упоминается ментор Вейланда — человек, который занимался генетическими экспериментами, создавал искусственные человекоподобные организмы и внедрял им ложную память, а также имел штаб-квартиру в пирамидальном здании в центре Лос-Анджелеса. Таким образом, внимательные фанаты могут четко проследить схожесть наставника Вейланда из «Чужих» с президентом корпорации Tyrel Элдоном Тайреллом, создающим репликантов в «Бегущем по лезвию».

Текст речи из бонусных материалов.
Текст речи из бонусных материалов.

Кроме того, на взаимосвязь вселенных указывает и личное дело капитана «Ностромо», которое можно найти в дополнительных материалах к фильму «Чужой». В документе четко указано, что часть груза, который перевозит космический корабль, предназначается корпорации Tyrell.

Таким образом, Тайрелл занимался созданием репликантов — клонов людей с внедренными ложными воспоминаниями, а его ученик Вейланд выпускал андроидов с искусственным интеллектом, которых было невозможно отличить от человека. То есть по сути, обе корпорации занимались примерно одним и тем же, конкурируя между собой. Смерть Тайрелла от руки одного из своих созданий, фактически освободила рынок, и его полностью захватил Вейланд.

Андроиды и репликанты.
Андроиды и репликанты.

Даже сама идея репликантов из Bladerunner и андроидов из Allien схожа. Оба эти типа существ — рукотворные человекообразные создания, по сути только калька с людей. Но они проявляют несвойственные их виду эмоции, борются за свободу действий и выглядят гораздо человечней окружающих их Homo Sapiens.

Дополнительную интригу создает фильм «Бегущий по лезвию 2049». В кадрах, где показаны тела прототипов в лабораториях Ниандера Уоллеса, четко прослеживается их схожесть с Инженерами-создателями из фильмов «Прометей» и «Чужой: Завет».

Макет из «Бегущего по лезвию» (вверху) и Инженер из «Прометея» (внизу)
Макет из «Бегущего по лезвию» (вверху) и Инженер из «Прометея» (внизу)

Также связь вселенных подтверждает схожесть некоторых деталей антуража, технологий и панорам «Прометея» и «Бегущего по лезвию 2049». Например, внешний вид космических кораблей в обеих картинах или марсианские ландшафты из фильма по вселенной «Чужих», напоминающие солнечные фермы из Bladerunner’а.

«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?
«Чужой» и «Бегущий по лезвию» — это одна вселенная?

Таким образом, две киновселенных, существуя отдельно друг от друга, начинают переплетаться. С каждым фильмом Ридли Скотт вставляет какие-то отсылки и пасхалки, давая фанатам все новую пищу для размышлений, анализа и сравнений. И это очень здорово, потому что вселенные начинают жить собственной жизнью, развиваться, получать дополнительный бэкграунд и выходить за рамки собственных франшиз. Это в корне отличает картины Скотта от большинства популярного кино, о котором начинаешь забывать сразу после просмотра. После«Чужих» или «Бегущего по лезвию» остается простор для размышлений, домысливания и желания разобраться. А будоражить воображение и заставлять думать — разве не в этом основная задача фантастики?