Миры фэнтези сами по себе необычны — в них безраздельно царит магия, живут мифические существа и расы, а ничем не примечательный персонаж, взяв в руки меч может влиять на судьбы вселенной. Однако кризис жанра не минул и это ответвление фантастики, наполнив фэнтезийные вселенные однотипными героями, шаблонными злодеями и стандартными квестами. Благо, что некоторым авторам такое положение дел показалось неправильным, и они создали по-настоящему новые и необычные миры. Их произведения вдохнули новую жизнь в жанр и привлекли на сторону «меча и магии» не одну тысячу фанатов.
«Плоский мир» Терри Пратчетта
Остроумная и ироничная фэнтези-сатира от британского фантаста насчитывает более 40 книг. В них повествуется о жизни плоского мира — планеты, чья твердь покоится на четырех слонах и черепахе, дрейфующей в космическом пространстве. Населяют миры Пратчетта всевозможные мифологические существа и расы: от гномов и эльфов до зомби и упырей-вампиров.
В Плоском мире не действуют обычные законы физики. Однако научный прогресс не чужд этой вселенной, а магия, заклинания и ведьмовство — привычные и обыденные явления. Здесь у каждой расы свои традиции и обычаи, в которых Пратчетт с удивительно тонкой иронией и юмором описывает наш, вполне реальный мир, а также пародирует фэнтезийные вселенные собратьев по перу.
«Warhammer Fantasy». Коллектив авторов
Изначально мрачный и жестокий сеттинг в духе темного фэнтези придумал Майкл Муркок. Однако позже фантаст продал права на него компании Games Workshop, которая и начала развивать вселенную. Изначально по ее мотивам была создана настольная игра, а позже миры Warhammer Fantasy обрели плоть и кровь в нескольких десятках произведений разных авторов.
Все события вселенной строятся на противостоянии Хаосу, пришедшему из варпа — параллельного пространства, сотканного из эмоций и мыслей всех разумных существ. Портал в Имматериум (так еще называют варп) открыла божественная раса Древних, создавшая разумную жизнь в мире Warhammer Fantasy. Однако столкнувшись с Хаосом, Древние исчезли. Расплачиваться за появление из Имматериума зловещих и кровожадных сил пришлось их творениям — ящеролюдам-сланнам, гномам, эльфам и другим созданиям, населяющим вселенную. Стараниями эльфов Хаос удалось запечатать, однако он никуда не делся, продолжая влиять на материальный мир.
Шли годы и тысячелетия, древние разумные расы, населяющие мир, развивались, сотрудничали и враждовали между собой. А в это время поднимала голову империя людей, самой молодой расы, да и Хаос не спал, искажая и совращая на свою сторону все новых адептов. А после грянула война, погубившая весь мир.
Миры Говарда Лавкрафта
«Отец Сверхъестественного Ужаса» — так прозвали Лавкрафта преданные поклонники и молодые фантасты, черпавшие вдохновение в произведениях писателя. Он создал собственную мифологию, которая строилась на существовании в мире древнего абсолютного зла, способного в один миг уничтожить все достижения человечества.
Рациональная человеческая психика не в силах понять миры, описываемые Лавкрафтом, а уж тем более принять их правила. Недаром главные герои его произведений, мятущиеся и ищущие натуры, нередко лишаются рассудка, столкнувшись с истиной, поисками которой занимались.
«Отец ужаса» считал, что научный прогресс делает людей беззащитным перед темными и безликими силами Космоса. А кровожадные тени доадамовских времен, когда Землю населяли гигантские ящеры и ужасное безымянное Нечто, только и ждут, чтобы поставить точку в затянувшейся истории человечества.
«Ведьмак» Анджея Сапковского
Средневековое фэнтези польского писателя уникально уже тем, что в нем нет положительных или отрицательных персонажей. Все герои, существующие в мире «Ведьмака», руководствуются собственными мотивами и им зачастую просто плевать на эфемерное добро и зло.
Сапковский прекрасно иллюстрирует своих персонажей: они жестоки и героичны, подлы и прекраснодушны, доблестны и глупы. А если добавить к этому мир средневековой Европы, описанный без прикрас и романтизации, получится добротное и реалистичное фэнтези. Несмотря на мрачную атмосферу вселенной, Сапковский находит в ней место юмору, а некоторые сцены из «Ведьмака» сложно читать без улыбки.
Кроме того, во вселенной, где действуют эльфы, гномы и прочие полурослики, происходят события, в которых явственно прослеживаются параллели с нашим миром. Это и расовая нетерпимость, и проблемы экологии, и тотальная нелюбовь к «инакомыслящим». Таким образом, «Ведьмак» — это не история об очередном герое, без разбора машущего мечом, а цикл о человеке и его ежедневном выборе, способном качнуть чашу весов как в сторону добра, так и в сторону зла.
Миры Генри Лайона Олди
Харьковские фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский славятся созданием проработанных, живых и крайне необычных миров. Каждое их произведение в своем роде уникально тем сеттингом, в который попадают герои. Творчество Олди — тема для отдельной статьи, поэтому здесь приведем только самые яркие и необычные вселенные авторов.
«Путь Меча». В этом произведении параллельно существуют две разумные расы: людей и Блистающих — холодного оружия, осознавшего себя и обретшего интеллект. Каждая из них считает себя вершиной эволюции, отводя другой вспомогательную роль. Для Блистающих люди — просто придатки, носящие их. Человек же воспринимает оружие как предмет гордости и воинского искусства, но оставляет ему роль неразумной вещи. В их мире должны произойти поистине ужасные вещи, чтобы человек и оружие осознали друг друга равными и установили контакт между собой.
«Пасынки Восьмой заповеди». В мире этого романа существуют воры — люди, которые крадут не материальные ценности, а мысли и намерения. Одна из них, Марта, обучилась этому ремеслу у приемного отца, и давно работает самостоятельно. Однажды случай сводит ее с молодым карманником Джошем. Молодые люди влюбляются, но в город приходит чума, которая уносит жизнь Марты. Чтобы спасти возлюбленную, Джош продает душу дьяволу. И теперь у выздоровевшей девушки остаётся одна цель — обокрасть самого Сатану и освободить парня.
«Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля
Абсолютно безумное, гротескное и ирреальное сочетание жанров вылилось в ядреный коктейль, который британский фантаст создал на границе абсурда и полного сюра с добротной фантастикой. В «Вокзале потерянных снов» описан город Нью-Кробюзон, населенный самыми разными созданиями: от обычных людей до говорящих кактусов и искаженных мифологических существ. Магия и технологии в городе прочно переплетены, а боги и демоны непосредственно участвуют в жизни его обитателей.
Несмотря на кажущуюся абсурдность происходящего, роман получился захватывающим и актуальным. Чайна Мьевиль не просто сделал невозможное — сумел удержать и совместить распадающиеся части абсолютно безумного сеттинга — но и поднял актуальные темы и дал читателю пищу для размышлений и переосмысления реальной жизни. Поистине, задача, доступная лишь настоящему мастеру.