В покаянном каноне и не только мы обращаемся к собственной душе во втором лице. Почему так? Разве душа не часть нашей личности, а словно отдельная личность? Или это иносказательно? В общем, вот это обращение к душе – это разновидность монолога или все-таки диалог с душой?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
— Правильнее относиться к этому как к форме монолога. Все же душа — составная часть человека, а не нечто обособленное. Поэтому обращение к своей душе представляет собой нравственное самоназидание, а не обращение к другой личности.
Одно из самых известных подобных обращений к душе: кондак Великого покаянного канона. «Душе моя, востани, что спиши, конец приближается...» - так говорим мы во время совершения известного покаянного песнопения. Впрочем, подобных песнопений немало в традиции Церкви.
В повседневной жизни человека подобное обращение к самому себе тоже распространено. «Вставай уже, сколько можно лежать?!» - говорим мы, когда встаем утром на работу. «Не хватит ли тебе одной кружечки кофе, больше — вредно!», «Ты же обещал!» - эти и многие другие фразы мы произносим ежедневно. Обращение к самому себе прочно вошло в культуру человечества и неудивительно, что в религиозном пространстве это тоже нашло применение.
Читайте также:
Техника безопасности при молитве