Может ли христианин быть антисемитом?

1,5k full reads
2,4k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 63% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Размышляет архимандрит Савва (Мажуко).

Может ли христианин быть антисемитом?

Время от времени в христианском сообществе всплывает вопрос о том, как нам, христианам, относиться к евреям. Тяжелый вопрос. Это тема периодически волнует умы верующих людей, сочувствующих религии и размышляющих о роли своей нации. И особенно остро эта тема встала в XX веке в связи с Холокостом, гонением на евреев со стороны нацистской Германии. Не потому, что расовая теория была сформулирована Гитлером и сторонниками. Это был длительный процесс. Мы можем найти антисемитские высказывания даже у выдающихся немецких философов XIX века, у людей, о которых даже не подумаешь, что у них есть такие расистские мысли - у англичан, французов, русских мыслителей и философов.

Евреи в XX веке заплатили огромную цену, просто гигантскую среди других народов. Во Второй мировой войне самые большие жертвы понесли китайцы – около 30 миллионов человек было убито, на втором месте, наверное, стоят советские граждане, люди разных национальностей. И 6 миллионов погибших евреев, невинно убиенных людей, которых преследовали только за их национальность. Это ужасно.

Почему мы сейчас должны об этом говорить? Потому что, как показывает даже небольшой беглый обзор прессы или же высказываний некоторых общественных спикеров, политиков и публицистов, эта тема себя не исчерпала. Вполне возможно, что никогда не исчерпает, потому что евреи, как бы мы к этому ни относились - богоизбранный народ. И христиане это прекрасно понимают, потому что наше Священное Писание сформировалось в иудейской среде. Это книги, которые писались не православными христианами, на еврейском языке и вызрели в лоне еврейской культуры. Это очень древний народ, это народ, из которого вышла Царица Небесная, Богоматерь, ставшая родительницей Христа. Как бы мы к этому ни относились, богоизбранность еврейского народа засвидетельствована в Священном Писании самим Творцом.

Другое дело, что мы вспоминаем о том, что евреи распяли Христа, и этот аргумент звучит очень часто. Именно этот аргумент повторяли всякий раз, когда в Европе начиналось гонение против евреев - будь то в Испании, в Англии или в Российской империи. Именно евреи кричали: «Распни, распни Его!» Это правда. Но мы должны помнить, что Христос – Тот, кто разделил народ на несколько частей. Одна часть кричала: «Распни, распни Его!» А другая часть сопровождала Христа на казнь.

Вспомните Евангелие от Луки, где говорится о том, что Христос нес крест, и один из крестьян помогал Ему нести эту тяжкую ношу. А иерусалимские женщины плотной толпой обступали Его, рыдали о Нем, сочувствовали. Христос обращает к ним свою речь и говорит: «Не о Мне плачьте, иерусалимские жены, но о детях ваших плачьте», –этими словами Он предрек тот холокост, который случился при императорах Веспасиане и Тите, когда они уничтожили Иерусалим и потом, вплоть до Второй иудейской войны, закончившейся где-то в 135 году, преследовали иудеев. Это привело к гигантскому рассеянию и к большим скорбям этого народа.

Мы не можем сказать, что евреи распяли Христа - просто потому, что среди этого народа были очень разные люди. Это не аргумент против еврейской крови, против еврейской национальности.

Кроме того, первые поколения христиан – это были иудеохристиане. Что это значит? Жизнь этих людей описана подробно в книге Деяний апостольских. Первые поколения христиан, первые ученики Христовы, самовидцы и слуги, как их еще называют - это были люди, которые не порвали с иудейской религией. Они были христианами, но формально принадлежали к иудаизму. Что это значит? Они продолжали соблюдать ритуалы иудаизма, обрезание, праздники, посещение храма, жертвоприношения в храме, весь иудейский календарь и так далее. При этом они собирались для совершения евхаристии. Самая первая церковная община и богослужебный опыт вызрел в среде иудеохристиан.

Поэтому, когда мы читаем Послание к Римлянам апостола Павла, в котором три главы, с 9-й по 11-ю, посвящены судьбе еврейства, иудейского народа, мы встречаем фразы, которые могут не понравиться человеку, который себя считает христианином, но при этом антисемитом (а я убежден, что христианин никак не может быть антисемитом). Апостол Павел пророчески предсказывает, что однажды иудейский народ обратится ко Христу, однажды он вернется к христианству, потому что иудаизм до сих пор живет Мессией, до сих пор живет Его ожиданием, ошибочно пропустив настоящего Мессию – вот, в чем его трагедия. Он остается богоизбранным народом. «Однажды придет его срок», – говорит апостол Павел, который болеет за свой народ, но сам от этого народа пострадал очень сильно. Мы знаем, как он перечисляет все свои беды от лже-братии.

Срок еврейства, вливания его в христианскую церковь еще не настал, и мы не знаем, когда он настанет. Это говорит о том, что христиане, по словам апостола Павла, должны помнить, что они – дикая маслина, привитая к благородному корню. Это никак не унижает любые другие народы. Почему не унижает? Потому что апостол Павел был тем, кто в нескольких своих посланиях, например к Колоссянам, к Галатам и даже к Римлянам повторяет, пытаясь внедрить эту истину в сознание слушателей и учеников: «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, ни богатого, ни бедного, всячески во всех Христос». Потому что приобщение ко Христу, особенно в евхаристии, когда мы переливаем кровь Бога в наши жилы, приобщает нас к новому Израилю – вот та мысль, которую повторяет апостол Павел. К какому бы народу мы не принадлежали, становясь детьми Христа через Крещение и через евхаристию, мы приобщаемся к подлинному богочеловечеству, которое выше любой расы и любой национальности, пола, образования, социального статуса, имущественного положения – это всё гораздо выше и важнее.

Но при всем этом мы должны понимать, что в какие бы религиозные философские или национальные одежды ни рядились расистские идеи, они предельно чужды христианству. Нет какой-то особенной нации.

Мы периодически слышим даже от наших единокровных братьев о том, что есть белая раса и нужно ее защищать – это абсурд. Или вы откажитесь от Христа и уж не приплетайте сюда христианство. Бросьте это глупое соперничество с богоизбранным народом.

Всё это происходит из-за того, что мы невнимательно читаем Священное Писание, мы невнимательны к тому, что говорит Христос. Поэтому в каждом веке периодически появляются свои манипуляторы, провозвестники преступной расовой теории, совершенно чуждой христианству. Преступной еще и потому, что она побуждает к действию, к жестокости, к убийству. Это совершенно неприемлемо и не может рассматриваться, как нечто здоровое, и уж ни в коем случае - близкое к Евангелию.

Видео: Свято-Никольский монастырь.