«Разве не лучше развестись, чем терпеть мучение?»

Архимандрит Андрей (Конанос) - о рассудительности и смирении

Есть вещи, которые можно постараться изменить. Попробуй изменить, что тебе не нравится.

Даже на Афоне так бывает. У одного моего знакомого были проблемы в монастыре – и он пытался, боролся, год, два, три, и в итоге перешел в другую обитель. «Хорошо ли я поступил?» - спрашивал он. Ну, в любом случае, это гораздо лучше, чем сходить с ума – попытаться сделать что-то, чтобы душа ожила, расцвела и в твою жизнь пришло что-нибудь прекрасное.

Как сказал мне один человек: «Разве не лучше развестись, чем терпеть это бесконечное мучение?» В принципе, готовых рецептов и решений здесь нет. Потому что если я скажу на это: «Конечно, разводись!», другие люди начнут говорить, что я одобряю разводы и благословляю на это всех подряд. Нет. Но в некоторых случаях лучше внести кардинальные изменения в действующую «систему», чем ждать, пока всё закончится всеобщим провалом. Да, в некоторых случаях развод будет единственно верным решением. Иногда необходимо что-то менять – в семье, в отношениях, дома, на работе.

Бывает, на работе человек видит одно плохое отношение. Его недооценивают, ругают, обижают, унижают, высмеивают, вставляют палки в колеса. «Но ведь я христианин! – говорит он. – Буду терпеть!» Зачем? «У меня семья, дети…» Но нужно уметь постоять за себя! Давайте-ка раз и навсегда выясним, что значит быть христианином и смиряться.

В Церкви есть такое понятие как рассудительность. Именно так следует понимать смирение. Это значит, что Бог постоянно просвещает нас, подсказывая, как реагировать на то или иное обстоятельство. Иногда ничего не нужно делать, а иногда нужно топнуть ногой и сказать: «Всё! Пора что-то менять! С понедельника я начинаю новую жизнь. Быть счастливым – это мое право! Хватит бессонницы, болей в животе и морщин! Я не собираюсь стареть, лысеть и болеть раньше времени! Надо что-то делать».

И хорошо, что мы живем в такое время, когда это возможно. Потому что раньше подобные перемены были из области фантастики. Раньше, если женщину бил муж, она терпела. Терпела, и всё. И обсудить это могла только с какой-нибудь подружкой. «Мой, бывает, поднимает на меня руку», - и всё.

Сейчас всё по-другому. Недавно был международный день борьбы против домашнего насилия. Так что сегодня, как видите, в некоторых случаях проблема решается прямо внутри семьи. Кстати, есть и день борьбы против насилия над мужчинами. Да-да, некоторых мужей бьют их жены. И я знаю такие семьи. Но здесь главное – не разделяться на партии и лагеря, не искать виноватых и обиженных, победителей и побежденных, а торжествовать победу любви в своей семье, живя в мире и согласии.

Некоторые супруги приходят ко мне и вместо того, чтобы попытаться вместе как-то решить проблему, начинают спрашивать меня, кто из них прав. «Хорошо, - говорю я в таких случаях. – Допустим, я скажу сейчас, что вот ты - прав. И что потом? При первой же ссоре ты этим воспользуешься, скажешь: «А батюшка говорит, я прав!» Но в семье побеждает не тот, кто прав. Христос победил зло не тем, что был прав, а тем, что пожертвовал Своей правотой и распялся.

Это парадоксальная логика, которой определяется наша жизнь в Церкви. И если человек может чем-то пожертвовать ради семьи, без вреда для собственной души, пусть жертвует. Можно уступить, изменить себя, поискать выход – но только при условии, что сохраняются душевное равновесие и покой. Если же всё это разрушает тебя – необходимо другое решение.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала "Православие и мир"