Зачем гонять "свидетелей Иеговы"?

4 July
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

"Мы не знаем, Кто Такой Христос, в Которого веруем... У нас – сплошное невежество. Как мало мы знаем, как мало читаем!" - с горечью отмечает архимандрит Андрей (Конанос), говоря о Греции. Но ведь и для России это справедливо, не так ли?

Неужели нельзя спорить без криков? Я знаю человека, который специально ходил по рынкам, чтобы гонять оттуда свидетелей Иеговы. «Я же православный, - говорит он. – Мы должны так делать». Нет, это не аргумент. Не должно быть криков, ругани, драк.

«Ну как же, - возразишь ты, - Я вот им скажу: «Убирайтесь отсюда!», прогоню с рынка, и никто не будет вводить людей в заблуждение, раздавая скверные брошюры!» Твои доводы мне понятны, но вопрос в другом: можешь ли ты спокойно поговорить с человеком, убедить его в чем-то тихо и со смирением?

Понимаете, со временем таких ситуаций будет все больше и больше. Мы будем постоянно сталкиваться с самыми разными теориями, ересями и практиками; будем общаться и с протестантами, и со свидетелями Иеговы, и с сайентологами – да кого только нет сейчас!

Раньше мы, греки, называли свою страну православной. А о других говорили: «Эта страна – католическая; эта – мусульманская; там – индуисты, а там – буддисты». Теперь всё по-другому: молодые люди часто учатся и работают за границей, где среди их однокурсников и коллег – люди с самыми разными взглядами, мнениями и религиозными убеждениями. И начинаешь ломать голову: тебя ведь спрашивают о твоей вере, причем вовсе не всегда из желания в чем-то переубедить – часто людям просто интересно, им хочется узнать, что такое Православие.

«Почему ты православный? - спросят тебя однажды. – Почему твоя вера – истинная? Почему лучше быть православным, а не, к примеру, католиком? Объясни мне. Я хочу знать». Такие вот вопросы – с исключительно добрыми намерениями.

А у нас – сплошное невежество. Как мало мы знаем, как мало читаем! Сколько нам еще нужно пройти…

Помните, в начале беседы я рассказал о школьниках, которые не могут даже правильно написать молитву, где изложены основы православной веры? Ни написать, ни прочитать, ни перевести правильно. А есть люди, которые говорят: «Ничего страшного, если не знать всего этого. Главное – жить по Евангелию».

Как же это возможно, жить по Евангелию, при таком невежестве? Получается, мы считаем невежество чем-то прекрасным, непостижимым и таинственным! Что же услышит от нас человек в ответ на свои вопросы? «Видишь ли, я ничего не знаю и очень счастлив. Давай поговорим об этом».

Я не говорю сейчас о святых людях, которые могли быть и неграмотными, могли не читать духовных книг, но при этом непрестанно молились, повторяя: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» На Афоне и сейчас есть такие старцы. Молясь днем и ночью, они смогли ощутить, увидеть Христа. К такому старцу можно придти с любым вопросом, и он дает ответ, говоря: «Послушай, я ничего не знаю. Но Христос здесь. Вот Он. Вот Его рука». И у тебя ощущение, будто Христос и правда дотронулся до тебя – такая вокруг благодать и святость. Этот старец убеждает без красноречивых аргументов, без догматического богословия, без книг и навязчивых советов. Он просто живет Христом.

А мы живем без Христа, да к тому же еще ни о чем не осведомлены, ни к чему не подготовлены. Разве впереди нас не ждет долгий путь? И неужели нам самим не хочется больше узнать о том, во что мы верим? Ведь это сплошное наслаждение! В противном случае, будем православными формалистами, чьи дети, придя однажды из школы, скажут:

- Меня крестили в детстве, я тогда был совсем маленьким, ничего не понимал – а вот скажите мне теперь: почему, собственно, я крещен именно в православии? Меня никто не спрашивал, хочу ли я быть православным.

Действительно, не только не спросили, но и потом ничего не объяснили. Не объяснили, не рассказали о Православии, не сказали о том, в чем его отличие, скажем, от католичества или протестантства. А ты знаешь? Ну, допустим, слышал где-то такое слово – Филиокве. А что означает это Филиокве? Что здесь говорят догматы? Да какая разница…

Конечно, какая разница, что кто-то признает Филиокве или считает Сына Божия творением? Кстати, кто так говорит? Кто говорит, что Христос – это творение? Католики. А вот и нет: не католики, а свидетели Иеговы. Они говорят, что раз Христос – Сын Божий, значит, Он – творение Отца. А какой-нибудь православный услышит это сейчас и скажет: «Ну конечно! Раз Христос – Сын Божий, раз Он – тоже Бог…»

Да мы, бывает, не знаем даже, Кто такой Христос! Не знаем, что значит «единосущный», не знаем, что Он единосущен Отцу. И вот приходит кто-то и говорит: «Христос – подобосущен Отцу. Какая разница – «единосущный», «подобосущный»… Разве это не одно и то же?» (В др.-греческом языке эти два слова действительно звучат практически одинаково: όμοούσιος и ομοιούσιος – прим. перевод.)

Вот ответь мне, пожалуйста, на вопрос: в чем здесь разница? Ведь и правда, на слух – одно и то же. А вот и нет: значение у этих двух слов совершенно разное. Огромная разница. «Единосущный» - значит, Сын имеет ту же сущность, что и Отец. А «подобосущный» значит, что Сын лишь подобен Отцу по сущности, и автоматически получается, что Сын – не Бог.

А Божия Матерь? Можно Ее называть и Богородицей, и Христородицей? Ведь Она родила Христа. А родила Она Кого – Человека или Богочеловека? Сколько лиц у Христа? Одно или два? А сколько природ? И какими терминами здесь пользоваться – Богочеловеческая природа Христа или Божественная и человеческая природы Христа? Богочеловеческая личность Христа или богочеловеческая природа Христа?

Что, пошла голова кругом? Но всё это я сказал не к тому, чтобы тебя запутать, а чтобы ты понял, как далеки мы все от познания Христа, Которого в крещении приняли ещё детьми, но Которого даже не попытались узнать. Узнать, чтобы понять, в Кого веруем.

Вот почему люди уходят из Церкви так легко. Мы не знаем, Кто Такой Христос, в Которого веруем. Мы не приблизились к Нему, не поняли и не полюбили Его. И как следствие – не понимаем, чем живем, чем обладаем. Не радуемся своей вере и потому легко оставляем ее.

Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"