Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно

Минздрав России подготовил памятку с описанием прав на лечение в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи: за что вы не должны платить, а за что с вас могут взять деньги, в какие сроки врач должен принять пациента и куда надо обращаться с жалобой. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» разложил памятку по полочкам.

На бумаге прав у пациентов немало, но так ли гладко всё на самом деле? Фото: pixabay.com
На бумаге прав у пациентов немало, но так ли гладко всё на самом деле? Фото: pixabay.com

Что именно бесплатно?

В рамках программы госгарантий бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная и скорая медицинская помощь. Граждане, которым она оказывается, не должны платить за:

медицинские услуги (режим «всё включено» при стационарном лечении и т.п.);
профилактический медосмотр, диспансеризацию 1 раз в 3 года, диспансерное наблюдение;
медицинскую реабилитацию;
экстракорпоральное оплодотворение;
различные виды диализа;
химиотерапию при злокачественных заболеваниях;
пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребёнка у беременных женщин;
неонатальный скрининг на ряд наследственных и врождённых заболеваний у новорожденных детей;
аудиологический скрининг у новорожденных детей и детей первого года жизни.
лекарства (из перечня жизненно необходимых), которые были назначены для применения в стационарных условиях при оказании экстренной и неотложной медицинской помощи;
питание и спальное место одного из родителей (представителя) ребёнка, находящегося на лечении в стационаре.

Учреждения здравоохранения имеют право оказывать медицинские услуги на платной основе, пациент может воспользоваться ими по своему усмотрению. Кроме того, оплате подлежат медицинские услуги, которые оказываются анонимно.

Сроки ожидания медицинской помощи

По каждому виду оказания медицинской помощи – разные сроки ожидания. Фото: pixabay.com
По каждому виду оказания медицинской помощи – разные сроки ожидания. Фото: pixabay.com

Программой госгарантий установлены предельные сроки ожидания медицинской помощи, эти сроки разные в зависимости от формы оказания помощи, форма бывает плановой, неотложной и экстренной.

• 20 минут

Составляет срок ожидания скорой, бригада которой едет к вам для оказания экстренной медицинской помощи. Даже если у вас нет полиса обязательного медицинского страхования, врачи скорой не имеют права отказать вам в лечении. Медпомощь в экстренной форме оказывается при явных признаках угрозы жизни пациенту.

• 2 часа

Составляет максимальный срок ожидания неотложной медицинской помощи с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Утром проснулись, чувствуете себя плохо и вместо работы идёте в поликлинику, ждёте своей очереди к врачу, чтобы он выписал вам лекарства. Это неотложная помощь.

Помощь в неотложной форме подразумевает, что в состоянии пациента нет явных признаков угрозы жизни, поэтому наличие медполиса здесь обязательно, как и в остальных случаях обращения в поликлинику или больницу.

• от 24 часов до 30 календарных дней

В такие сроки может быть оказана медицинская помощь в плановой форме – как правило, это профилактические мероприятия. Если вы записались на приём к участковому врачу, то он должен вас принять в течение 24 часов: сегодня записались, завтра вас уже осматривают (не в морге, конечно, а в поликлинике).

Срок ожидания диагностических и лабораторных исследований при первичной медико-санитарной помощи – до 14 дней. Срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи – не более 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию.

Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» отмечает, что никто не будет тянуть специально 24 часа или 30 дней, чтобы оказать вам медицинскую помощь. Она может быть предоставлена тут же в момент обращения. Всё зависит от ситуации.

Куда жаловаться на плохое качество оказания медицинской помощи?

Кому жаловаться на врачей? Фото: pixabay.com
Кому жаловаться на врачей? Фото: pixabay.com

Начинать надо с администрации учреждения здравоохранения, в котором, как вы считаете, были нарушены ваши права на бесплатную медицинскую помощь или возникла конфликтная ситуация.

Первый человек, к кому имеет смысл обратиться с жалобой, – заведующий отделением, если это не помогает – руководитель медицинской организации (главврач).

Не лишним будет обратиться в офис страховой медицинской компании, включая страхового представителя – либо по телефону, либо очно, а также в органы управления здравоохранением – городской (районный) департамент здравоохранения, региональный или федеральный минздрав.

Жалобы на нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья рассматривает и Росздравнадзор, вот его сайт, на нём можно найти контактные телефоны для обращения по вашему региону.

Подписывайтесь на Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ»!

Популярное на канале:

Новый вид досрочной пенсии появится в России. Что предлагает президент?

Кому положены лекарства бесплатно и со скидкой. Исчерпывающий перечень