Последний Валаамский старец Михаил(Питкевич). «Любовь покрывает все»

15 April
7,1k full reads
8,2k story viewsUnique page visitors
7,1k read the story to the endThat's 87% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В благочестивой  латвийской семье будущего Валаамского старца Михаила (Питкевича) было пятеро детей. Михаил был младшим. Родился он в 1877 году. Еще в младенческом возрасте он лишился матери, а когда ему было шесть лет, умер и отец. Мальчику пришлось жить в семье старшего брата. Жена брата была этим недовольна и пыталась избавиться от «лишнего рта». Много обид пришлось испытать будущему подвижнику ещё в детстве.

Повзрослев, юноша уехал к сёстрам в Петербург и устроился рабочим на завод. Родственники настаивали, чтобы Михаил женился, но молодой подвижник с раннего детства чувствовал влечение к уединению, молитве и богослужениям.

Трудно юноше было перечить сёстрам, которые постоянно пытались отговорить его от желания монашества. Но однажды на заводе произошёл несчастный случай. Накануне Пасхи один механик краем куртки попал во вращающийся механизм. Через несколько секунд от тела рабочего остались перемолотые куски. Увиденное поразило  юного Михаила до глубины души.  Прочувствовав скоротечность этой жизни, он уходит из дома в поисках Воли Божьей. Странствуя по монастырям, Михаил встретил таинственного старца, который,  прозрев его помыслы и желание поступить в Глинскую пустынь, повелел идти на Валаам. Но исполнить это повеление юноше удалось только после армии, через четыре года.

Почти 12 лет трудился Михаил, будучи безропотным послушником. С самого начала монастырской жизни видна была в нём склонность к созерцательной жизни. Этот дар замечали многие, и из зависти упрекали молодого послушника, говоря: «Он только духовного ищет, а получит мантию - вообще работать перестанет.» Но настоятель Иосиф любил Михаила за духовные качества и постриг его в 1914 году в монашество с именем Тимон.

После пострига монах Тимон был отправлен в Петербург на Валаамское подворье, где нёс послушание свечника и певчего. Столичный город тяготил отца Тимона, искавшего всю жизнь безмолвия.

Во время революции отец Тимон был уже иеромонахом. Валаам в это время оказался в подчинении обновленческой Финляндской Церкви, которая понуждала принять новый календарный стиль и ряд других нововведений. Многие насельники, не разобравшись, приняли все эти изменения «за послушание». Отец Тимон оказался в меньшинстве «старостильников», обрекших себя на бескровное мученичество и постоянные притеснения.

Во время войны отец Тимон с последователями скрывались в лесной избушке, служа Литургию каждый день.

К этому времени, старец обладал даром прозорливости и достиг самодвижной Иисусовой молитвы. О даре духовного рассуждения и случаях чудесных исцелений рассказывали многие люди, которые обращаясь к старцу даже мысленно, получали просимое.

Всех монахов, придерживающихся прежних традиций, стали сажать в тюрьмы или высылать с острова. Многие уехали в США.  84-х летний старец, принял постриг в схиму с именем Михаил. Не желая покидать родину, он с единомышленниками поселился в Псково-Печерском монастыре, где сразу ушел в затвор.

Несмотря на запрет КГБ, многие богомольцы умудрялись посещать старца. Спустя несколько дней после праздника Благовещения 1962-го года, старец блаженно почил и был захоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.