Что такое апокриф, или "Евангелие" от Иуды и свитки Иудейской пустыни

17.07.2018

«У меня такой вопрос, как воспринимать тексты, которые не вошли в состав старого и нового заветов: из так называемой библиотеки Наг-Хаммади, свитков Иудейской пустыни… Также много текстов, которые не вошли в Ветхий завет. Также тексты, которые не вошли в состав Нового завета: там много евангелий, например, но в Библию вошли только четыре».

Дельный вопрос задаёт нам Михаил Мартыненко. Действительно, в мире существует множество памятников древней письменности, в которых упоминается Христос – почему Церковь не добавила их в Библию? Разве не помогло бы это узнать новое о Православии, с другой стороны взглянуть на взаимоотношения Бога с человеком, да и просто: получить ценнейшие дополнительные знания об Иисусе из Назарета?

Лишний повод для нас подивиться величию Святой Соборной Апостольской Церкви. Сколько вопросов приходится ей решать сейчас, а как неизмеримо больше их было в первые века христианства! И ведь каждое из затруднений было тщательно разобрано, разложено «по полочкам» и блестяще решено. Поистине, Христос посреди нас – иначе невозможно было бы людям справиться со всеми искушениями и испытаниями, выпавшими на долю Церкви.

Одним из таких испытаний и являются апокрифы. В переводе – «тайный». Так называли «священные» тексты псевдохристиан, людей, уклонившихся в ересь, и создавших свои секты – вот у них были некие писания, отличающиеся от принятых Церковью, и писания эти были тщательно скрываемы от посторонних глаз, открывались только избранным после посвящения их в секту.

У сектантов были некие писания, отличающиеся от принятых Церковью, и писания эти были тщательно скрываемы от посторонних глаз, открывались только избранным после посвящения их в секту.
У сектантов были некие писания, отличающиеся от принятых Церковью, и писания эти были тщательно скрываемы от посторонних глаз, открывались только избранным после посвящения их в секту.

Здесь, кстати, вскрывается очень важное отличие христианства от многих других религиозных или псевдорелигиозных течений. Никаких «тайных знаний» у нас нет. Вернее, они есть, и понять глубину и величие евангельских истин способен только крещёный человек, а вот ещё не вошедшим в Церковь и не проявляющим к этому рвения мы, к примеру, ни в коем случае не будем объяснять, что происходит за закрытыми дверями на Божественной Литургии – ведь человек, лишённый Крещения, просто не сможет осознать эту тайну.

Но при этом любой человек может купить себе Евангелие и прочесть его. Может «Несвятых святых» купить, и даже «Добротолюбие». А уверовав и крестившись, он сможет ещё дальше войти в богатейшую сокровищницу Священного Предания – и всё до капельки будет ему открыто, и в плане доступа к текстам он никак не будет отличаться от, например, сельского батюшки или столичного епископа.

У православных нет тайных знаний
У православных нет тайных знаний

Иначе – в других местах. Адепты дианетики будут вам знания продавать, да ещё по крупицам, не все сразу. В какую-нибудь масонскую ложу вы ещё и вступить-то абы как не сможете – не то, что с учением ознакомиться. Всё здесь будет покрыто налётом романтической таинственности, мистериальности – и последователи какого-нибудь тайного ордена на закрытом собрании достанут из сейфа потемневшую от времени книгу и шёпотом, озираясь, прочитают вам Великие Слова, Которые Никто из Непосвящённых Не Знает.

Вот, собственно говоря, огромная часть того, что Церковь именует апокрифами, и представляет собой подобную литературу – написанную людьми, сознательно исказившими христианство и создавшими собственные секты. Было это в первом тысячелетии после рождения Христа. Хотя дело живёт, и тот же Лев Толстой, например, сто с небольшим лет назад «написал» очередное евангелие.

К сектантским апокрифам относятся, скажем, «Евангелие детства», «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Иуды», «Хождение апостола Павла по мукам»… Берегитесь таких книжек! Если какая-нибудь подружка ваша станет с горящими глазами рассказывать про некий таинственный текст руки Марии Магдалины, в котором написано, что у Христа были дети, и вообще, пора бежать в Тибет, и спасаться там – не надо смеяться подружке в лицо, а лучше вместе с ней поищите на православных сайтах информацию об этом апокрифе – обычно всё подробно изложено: где был найден древний текст, какая секта его написала, и что в нём неканонического.

Например, автор вопроса может подробно прочитать на сайте «Фомы» про «свитки Иудейской пустыни», заинтересовавшие его. Эти найденные в середине прошлого века в Кумране манускрипты были так сильно распиарены любителями псевдосенсаций, что посмотрев какой-нибудь фильмец, где голосом Сергея Дружко рассказывается о Перевороте Христианского Миропонимания в связи с находками Кумрана, вы и вправду можете загореться желанием прочесть древние писания. Однако на деле всё прозаичнее, и кумранские манускрипты лишь подтверждают исторический контекст Православия и его искажений.

Национальный парк Кумран, где были найдены свитки Мертвого моря
Национальный парк Кумран, где были найдены свитки Мертвого моря

Вообще, православный, имеющий некий духовный опыт, может запросто отличить канонические тексты от апокрифов – настолько они разные по уровню, почти как небо и земля. Посмотрите сами, вот начало «Евангелия детства от Фомы»:

«Когда мальчику Иисусу было пять лет. Он играл у брода через ручей, и собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего делаешь в субботу то, что не должно?! Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: Летите! и воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил сказанное».

Больше похоже на лубочные картинки, чем на боговдохновенное Евангелие, правда? Пятилетний Иисус якобы управляет лужицами, лепит воробушков из глины и оживляет их… Очевидно, что народное предание пыталось домыслить то, описаний чего в истинных евангелиях почти нет – период взросления Христа.

Или вот начало «Евангелия от Иуды»:

«Сокровенное слово, которое Иисус рассказал, говоря с Иудой Искариотом в откровении за восемь дней до трёх дней, когда Он ещё не пострадал. <…>
И было в Иудее с его учениками: в один из дней Он нашёл их сидящими, и они собрались, упражняясь в благочестии. Встретив своих учеников, собравшихся, сидящих и совершающих евхаристию над хлебом…»

Вы видите, да? Христос ещё не пострадал, ещё не было Великого четверга с его таинством установления Божественной Литургии, или Евхаристии – а ученики уже, понимаете ли, «упражняются в благочестии», и совершают то, чего нет. Ясно, что текст этот писался гораздо позже, чем заявляется, и никакой не Иуда Искариот его писал, и всё это выглядит очень странно и надуманно…

Второй момент, который очень важно знать – существуют также апокрифы, которые вполне можно и нужно читать. Их писали не сектанты, они отражают действительные события евангельской истории – например, рассказ о родителях Девы Марии, Её введении во храм и успении, повествование о сошествии Христа в ад… Но всё же в целом книги эти в Библию не вошли – в том числе потому, что написаны были позже, чем новозаветные тексты, и перу апостолов не принадлежат, и практически ничего нового не несут.

Всё же, как мы сказали, читать их можно, и благочестивые христиане могут познакомиться с таким известным памятником, как Дидахе, например. Среди прочего там есть такие поучения касательно воскресной литургии:

«В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах».

К таким благочестивым писаниям также относят «Протоевангелие Иакова»(примерно сер. II века), то самое «Учение двенадцати апостолов, или Дидахе» (начало II века), «Евангелие от Никодима» (приблизительно начало IV века), «Пастырь» Ерма (примерно II век); «Сказание об Успении Богородицы» (около V века).

В общем и целом, советуем всем христианам держать ухо востро, не быть падкими до сенсаций, и проверять читаемую вами литературу на соответствие истине.

Задавайте вопросы

Присоединяйтесь к команде создателей проекта «Хочу знать!» и задавайте свои интересные вопросы — мы постараемся найти на них не менее интересные ответы… Сколько лет самому древнему сохранившемуся православному храму на земле, куда исчезло тело святого апостола Иоанна Богослова из могилы, кто такой протопоп Аввакум, почему в Интернете не найти акафиста преподобной Зое, и в связи с чем в православной Греции таинство исповеди отделено от таинства Причастия — захватывающих и полезных тем, которые стоит изучить христианам, очень много. Как говорится, стоит только начать…

Свои вопросы вы можете присылать на почту 333tim333@bk.ru

Илья Тимкин

-----------------------------

Следите за нами в новой группе "Вконтакте":

https://vk.com/pravoslavie_i_svoboda