От Пасхи до Троицы: обязаны радоваться, но не знаем, как

Вот и наступила Пасха. Мы как бы выдохнули, отёрли пот со лба, бросили в угол запылённую котомку и дорожный посох – всё, путь Святой Четыредесятницы пройден, нам накрыт стол, никто да не уйдёт голодным… Но между тем, Церковь призывает нас к новому подвигу, и неизвестно, который из них тяжелее.

Затянуть кушак потуже, исполнять предписания в употреблении пищи, размышлять о грехах, отключить телевизор и не ходить в гости – это всё более-менее понятно, уже давно привычно, и вызывает страх и трепетное уважение лишь среди тех, кто никогда поста не держал. Мы же давно приучились к посту, и больших трудностей он у нас не вызывает (разве что поначалу). Конечно, лучше бы мясо ели, но друг друга не грызли – так примерно выражается святой Василий Великий, и с постом духовным у нас дело посложнее. Но всё же – более-менее, шатко-валко, «великопостная» схема поведения у нас в голове выработана.

Но вот наступают пасхальные дни: эта ни с чем не сравнимая первая неделя, которая вся как один день, кружащийся в хороводе вокруг храма с артосом и святой водой; эти семь седмиц до Святой Пятидесятницы, когда на колени лишний раз не встанешь, и вместо покаяния Церковь нас призывает к ликованию – вот тут мы зачастую обезоружены.

Нам заповедано радоваться – но мы не знаем, как это – «радоваться». Нам велено причащаться, но что-то твердокаменное внутри нас не пускает к Чаше. Нам сказано упражняться в псалмопении и молитвах – но кроме покаянного 50 псалма и «защитного» 90-го мы ничего толком не знаем. Как быть, что делать?

Во-первых, принять это как задание для творческого, духовного, молитвенного осмысления. Мы найдём на прилавках церковных лавок множество книг о том, как правильно поститься – но о том, как же правильно радоваться и как проводить Пятидесятницу, почти нигде не пишут. А потому надо поставить в своей голове этот вопрос и искать ответ на него по крупицам где только можно. Скрести по сусекам, и Бог обязательно пошлёт знания.

Во-вторых, не отмахиваться от подвига. Да-да, подвиг радости не менее сложен, чем подвиг поста и посыпания головы пеплом. Строго говоря, нам и в пост Спасителем заповедано умывать лицо, не быть унылым, а светиться изнутри. В пост – радоваться, а вне поста – продолжать быть собранными. Порой так непросто заставить себя продолжать удерживать захваченные постом высоты! Хочется скатиться кубарем вниз, кушать много и долго, слушать громко музыку и болтать с друзьями без умолку – какое там ежедневное причастие и «упражнения в церквах»? Но вот, если хотим оставаться с Богом, значит, надо. И это «надо» должно быть осмысленным.

Итак, не распускаться и размышлять о радости, искать информацию повсюду, быть жадными до ответа – а как это, готовиться к Святой Пятидесятнице? Есть Деяния святых апостолов как условие задачи, есть удивительная книжка «День Святой Троицы» у митрополита Вениамина (Федченкова), есть проливающие на многое свет главы о времени у протопресвитера Александра Шмемана в его «За жизнь мира», есть беседа святого Серафима с Мотовиловым

Будем изучать, будем искать, будем творчески осмыслять найденное и просить у Господа Бога на каждой Литургии вместе со священником: ниспошли на нас Духа Святого. Пусть другие издеваются и считают нас пьяными, что нам до них? Если сможем открыть своё сердце Божественному свету, то «тысячи людей спасутся» вокруг нас.

Вперёд, к Пятидесятнице!

.

Илья Тимкин

------------------------------

Делитесь публикациями канала "У стен Церкви" на своих страничках в соцсетях, отправляйте друзьям в православные чаты, обсуждайте свою веру и вместе учитесь жить по ней!