Покупатель отказывается от маски. Что делать продавцу? Рассказываю как юрист.

145 full reads
228 story viewsUnique page visitors
145 read the story to the endThat's 64% of the total page views
2 minutes — average reading time
Покупатель отказывается от маски. Что делать продавцу? Рассказываю как юрист.

Ухудшение эпидемиологической обстановки вновь повлекло ужесточение контроля за соблюдением масочного режима. Москва, Санкт-Петербург и Московская область уже приняли ряд дополнительных ограничений, направленных на сдерживание распространения коронавирусной инфекции. Основные мероприятия, по-прежнему, масочный режим и вакцинация. За соблюдением масочного режима будут тщательно следить во всех общественных местах.

На передовой оказались продавцы и работники сферы услуг, регулярно получающие массу возмущений от клиентов, не желающих пользоваться индивидуальными средствами защиты дыхания.

Увы, именно рядовой работник оказывается меж двух огней: с одной стороны серьезные штрафы, с другой – работодатель, который требует соблюдать правила, параллельно стараясь не портить репутацию заведения.

Но как быть, если перед вами – упрямый «антимасочник», явно не демонстрирующий адекватного поведения. Наши последующие рекомендации сформированы на основе наиболее популярных обращений от работников сферы продаж и обслуживания.

Если вам нужна оперативная консультация юриста по другому вопросу – можете задать его по телефону горячей линии.

Для звонка нажмите на номер: +78006003602

Звонок и консультация бесплатны для всех регионов!

1. Я могу не пустить человека без маски в магазин?

Увы, нет, не можете. Даже если нормативным актом региона установлен запрет на посещение торговой точки, а предпринимателям рекомендовано не допускать посещения лиц без индивидуальных средств защиты.

Вы можете предупреждать, уведомлять, отказать в обслуживании, но физически препятствовать проходу человека без маски в магазин не можете.

Ответственности за это нет. Как пример дело № 7-1327/2020 ВС Республики Татарстан, которым прекращен административный материал в отношении директора магазина, допустившего нахождение на его территории посетителя без маски.

Вывод: вины нет, поскольку в обслуживании человеку отказали, а препятствовать (физически) входу в магазин его сотрудники не вправе.

2. Мне покупатели постоянно угрожают административным и уголовным делом за отказ в обслуживании без маски. Я опасаюсь проблем.

Не будет никаких проблем, если в вашем регионе в региональном НПА установлен запрет на посещение торговых точек без средств индивидуальной защиты.

Роспотребнадзор, который занимается соблюдением прав потребителей, неоднократно отмечал, что отказ в обслуживании покупателя без средства защиты является законным. ВС РФ так же в ряде дел сделал выводы о законности отказов в обслуживании покупателей без масок.

Поэтому покупатель может угрожать чем угодно и кем угодно: предлагайте ему вызывать полицию и оформлять свое заявление на месте. Результатом станет протокол о нарушении масочного режима в отношении покупателя.

3. От меня требуют предъявить Указ Губернатора с подписью. Что мне делать?

Попросите предъявить закон (непременно с подписью!) который обязывает вас или магазин обслужить столь «умного» клиента.

А если без шуток – это распространенный фейк, сгенерированный якобы юристами. Наши юристы подробно разбирали этот момент в отдельной публикации про законность Указа Губернатора без подписи и дали исчерпывающие ответы на все вопросы.

Жаждущим узреть документ отвечайте, что вы не обязаны ничего предъявлять, в противном случае сам требующий может предъявить вам соответствующий документ с обязанностями.

На буйных, оскорбляющих, мешающих обслуживанию вызывайте наряд полиции.

4. Руководство требует не обслуживать покупателей без масок, но запрещает вызывать полицию. Но такой «покупатель» может стоит час и мешать! Что делать?

Подобная позиция руководства, конечно, незаконна. Привлечь вас за факт вызова полиции не могут, однако это вполне могут сделать другие покупатели, которых задерживает неадекватный гражданин.

Предложите вызвать полицию и тому, кто возмущается вашими действиями.
- Считаете, что продавец не прав? Так вызовите полицию.

Результат приезда сотрудников правоохранительных неприятно удивит смутьяна.

5. Покупатель предъявил сертификат о прививке и утверждает, что не обязан носить маску. Он прав?

Да, если такое условие прописано в региональном НПА в части отмены того или иного ограничения. Например, свежее Постановление Губернатора Московской области от 13.06.2021 № 178-ПГ о дополнительных ограничениях, где сказано, что масочный режим могут не соблюдать лица, имеющие сертификат о вакцинации.

В противном случае, увы, законное требование нужно исполнять и если условие освобождения от соблюдения масочного режима в вашем регионе не предусмотрено – вам придется отказать в обслуживании.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Да, возмущение антимасочников могут кого угодно вывести из душевного равновесия. Но ни в коем случае нельзя:

  • Отвечать грубостью на грубость.
  • Применять силу или выталкивать/отталкивать человека.
  • Пытаться вырвать телефон, которым он ведет съемку.

Все это может повлечь административную или даже уголовную ответственность.

Видите, что человек не в себе? Вызывайте полицию. Это универсальное и действенное решение.

Комментарии для подписчиков.

Ставим «Палец вверх», если было полезно и интересно.

Любые юридические вопросы вы можете задать по телефону : +78006003602 - бесплатно по всей территории РФ!