12,2K подписчиков

Покупатель отказывается от маски. Что делать продавцу? Рассказываю как юрист.

192 прочитали
 Ухудшение эпидемиологической обстановки вновь повлекло ужесточение контроля за соблюдением масочного режима.

Ухудшение эпидемиологической обстановки вновь повлекло ужесточение контроля за соблюдением масочного режима. Москва, Санкт-Петербург и Московская область уже приняли ряд дополнительных ограничений, направленных на сдерживание распространения коронавирусной инфекции. Основные мероприятия, по-прежнему, масочный режим и вакцинация. За соблюдением масочного режима будут тщательно следить во всех общественных местах.

На передовой оказались продавцы и работники сферы услуг, регулярно получающие массу возмущений от клиентов, не желающих пользоваться индивидуальными средствами защиты дыхания.

Увы, именно рядовой работник оказывается меж двух огней: с одной стороны серьезные штрафы, с другой – работодатель, который требует соблюдать правила, параллельно стараясь не портить репутацию заведения.

Но как быть, если перед вами – упрямый «антимасочник», явно не демонстрирующий адекватного поведения. Наши последующие рекомендации сформированы на основе наиболее популярных обращений от работников сферы продаж и обслуживания.

Если вам нужна оперативная консультация юриста по другому вопросу – можете задать его по телефону горячей линии.

Для звонка нажмите на номер: +78006003602

Звонок и консультация бесплатны для всех регионов!

1. Я могу не пустить человека без маски в магазин?

Увы, нет, не можете. Даже если нормативным актом региона установлен запрет на посещение торговой точки, а предпринимателям рекомендовано не допускать посещения лиц без индивидуальных средств защиты.

Вы можете предупреждать, уведомлять, отказать в обслуживании, но физически препятствовать проходу человека без маски в магазин не можете.

Ответственности за это нет. Как пример дело № 7-1327/2020 ВС Республики Татарстан, которым прекращен административный материал в отношении директора магазина, допустившего нахождение на его территории посетителя без маски.

Вывод: вины нет, поскольку в обслуживании человеку отказали, а препятствовать (физически) входу в магазин его сотрудники не вправе.

2. Мне покупатели постоянно угрожают административным и уголовным делом за отказ в обслуживании без маски. Я опасаюсь проблем.

Не будет никаких проблем, если в вашем регионе в региональном НПА установлен запрет на посещение торговых точек без средств индивидуальной защиты.

Роспотребнадзор, который занимается соблюдением прав потребителей, неоднократно отмечал, что отказ в обслуживании покупателя без средства защиты является законным. ВС РФ так же в ряде дел сделал выводы о законности отказов в обслуживании покупателей без масок.

Поэтому покупатель может угрожать чем угодно и кем угодно: предлагайте ему вызывать полицию и оформлять свое заявление на месте. Результатом станет протокол о нарушении масочного режима в отношении покупателя.

3. От меня требуют предъявить Указ Губернатора с подписью. Что мне делать?

Попросите предъявить закон (непременно с подписью!) который обязывает вас или магазин обслужить столь «умного» клиента.

А если без шуток – это распространенный фейк, сгенерированный якобы юристами. Наши юристы подробно разбирали этот момент в отдельной публикации про законность Указа Губернатора без подписи и дали исчерпывающие ответы на все вопросы.

Жаждущим узреть документ отвечайте, что вы не обязаны ничего предъявлять, в противном случае сам требующий может предъявить вам соответствующий документ с обязанностями.

На буйных, оскорбляющих, мешающих обслуживанию вызывайте наряд полиции.

4. Руководство требует не обслуживать покупателей без масок, но запрещает вызывать полицию. Но такой «покупатель» может стоит час и мешать! Что делать?

Подобная позиция руководства, конечно, незаконна. Привлечь вас за факт вызова полиции не могут, однако это вполне могут сделать другие покупатели, которых задерживает неадекватный гражданин.

Предложите вызвать полицию и тому, кто возмущается вашими действиями.
- Считаете, что продавец не прав? Так вызовите полицию.

Результат приезда сотрудников правоохранительных неприятно удивит смутьяна.

5. Покупатель предъявил сертификат о прививке и утверждает, что не обязан носить маску. Он прав?

Да, если такое условие прописано в региональном НПА в части отмены того или иного ограничения. Например, свежее Постановление Губернатора Московской области от 13.06.2021 № 178-ПГ о дополнительных ограничениях, где сказано, что масочный режим могут не соблюдать лица, имеющие сертификат о вакцинации.

В противном случае, увы, законное требование нужно исполнять и если условие освобождения от соблюдения масочного режима в вашем регионе не предусмотрено – вам придется отказать в обслуживании.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Да, возмущение антимасочников могут кого угодно вывести из душевного равновесия. Но ни в коем случае нельзя:

  • Отвечать грубостью на грубость.
  • Применять силу или выталкивать/отталкивать человека.
  • Пытаться вырвать телефон, которым он ведет съемку.

Все это может повлечь административную или даже уголовную ответственность.

Видите, что человек не в себе? Вызывайте полицию. Это универсальное и действенное решение.

Комментарии для подписчиков.

Ставим «Палец вверх», если было полезно и интересно.

Любые юридические вопросы вы можете задать по телефону : +78006003602 - бесплатно по всей территории РФ!