Расскажу про то, чему учат студентов на математическом факультете, где я работаю. Итак, сразу: математический факультет классического вуза НЕ готовит учителей математики. Вы имеете право преподавать с этим дипломом, но этим ваши карьерные перспективы, разумеется, не ограничиваются. Вот лишь не полный перечень реальных сфер работы наших студентов и выпускников: разработка ПО любого типа (для банков, для фармкомпаний, для "умных домов", для образовательных учреждений, для турфирм, и прочее-прочее); аналитика и финансы (производство, финансы, банки, лизинг, коммерция и тд., например, я сама лично три года работала в лизинговой компании), всё, что связано с защитой информации на всех уровнях в любого типа организациях; научная сфера, преподавание, анализ больших данных, 3D-моделирование, 3D-сканирование и 3D-печать, информационные системы, администрирование сетей, и много-много другого. Об этом я напишу позднее, а заодно и расскажу, как проходит одно из самых важных, на мой взгляд, мероприятий периода приема документов - встречи абитуриентов с работодателями.
В этой статье я хочу рассказать, чему могут научиться студенты направления "Прикладная математика и информатика" (в обиходе - ПМИ). Это название направления, профиль, который реализуется у нас на факультете, называется "Математическое моделирование и вычислительная математика". Чтобы поступить, надо, как минимум, сдать ЕГЭ по математике (профиль), информатике и русскому языку, как максимум - набрать приличную сумму баллов. Проходные баллы, как известно, в разных вузах в разные годы разные, поэтому их вам лучше уточнить в приемной комиссии.
Кстати, по тэгу #пми вы сможете найти рассказы об особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре по направлению "Прикладная математика и информатика".
Чему здесь #студенты учатся? Математике, информатике, языкам программирования, изучают базы данных, теорию вероятностей, операционные системы и много-много других предметов.
Все изучаемые предметы делятся на блоки: есть обязательные блоки, есть ряд дисциплин, которые определяет вуз, есть те, что выбирает студент из предложенного вузом. Обязательные дисциплины - это те предметы, которые вы будете учить, поступив на ПМИ в любом вузе нашей страны. Это матанализ, алгебра и геометрия, базы данных, иностранный язык, история, экономика, теория вероятностей и математическая статистика, право и т.д. - то есть предметы, обязательные для университетского образования и всестороннего развития, а также те, которые образуют ядро подготовки будущего выпускника. Особенность же профиля состоит в том, какие спецкурсы и кто вам будет рассказывать.
Давайте посмотрим детально по всем четырем годам обучения на основе учебного плана.
Вот предметы за первый курс: История, Иностранный язык, Экономика, Социология, Алгебра и геометрия, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Дискретная математика, Языки и методы программирования, Физическая культура и спорт, Русский язык и культура речи, Основы программирования, Практикум по основам программирования, Практикум по языкам и методам программирования и одна практика - Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Как видите, основное внимание - базовым и общекультурным дисциплинам, дабы всесторонне развить личность университетским образованием. Ну и куча практикумов, чтобы #студенты с первых дней привыкали к основам будущей профессии.
Вот второй курс: Философия, Иностранный язык, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Физика, Дифференциальные уравнения, Языки и методы программирования, Концепции современного естествознания, Комплексный анализ, Основы информатики, Теория фракталов, Практикум по языкам и методам программирования, Практикум по информатике, Практикум по объектно-ориентированному программированию, Введение в вычислительную математику, Архитектура компьютеров, Операционные системы, Прикладная физическая культура.
По сути, продолжение первого курса с плавным уклоном в сторону информатики и программистских курсов.
Переходим к третьему курсу. Здесь есть:
1. Общие для всех студентов предметы: Теория вероятностей и математическая статистика, Методы оптимизации, Базы данных, Численные методы, Функциональный анализ, Компьютерная графика, Уравнения математической физики, Введение в вычислительную математику, Прикладная физическая культура.
2. Две практики - "Компьютерный практикум" и "Научно-исследовательская работа" (т.е. курсовой проект на тему, выбранную индивидуально - например, в минувшем году у меня было 2 студента-курсовика и их курсовые назывались «Современный фреймворк Wasaby и его применение в прикладных задачах» и «Анализ больших данных»).
3. Предметы по выбору студента из предложенных 2-3 альтернатив. Приведу их все.
- "Современная культурология" или "Политология"
- "Конфликтология" или "Основы предпринимательской деятельности"
- "Актуальные задачи нелинейной динамики" или "Классические модели теории приближений" или "Web-программирование"
- "Пакеты прикладных математических программ" или "Некорректные задачи" или "Теория игр и исследование операций"
- "Теория устойчивости" или "Алгоритмы кодирования" или "Асимптотические методы"
- "Методы анализа динамических систем" или "Программирование в системе Oracle" или "Математические методы принятия решений"
- "Кодирование информации" или "Методы компьютерного исследования динамических систем" или "Качественные методы исследования динамических систем на плоскости"
- "Издательская система TeX" или "Системы контроля версий" или "Быстрые алгоритмы"
Дальше 4-й курс, которым завершается обучение по программе бакалавриата.
1. Общие для всех студентов предметы: Численные методы, Безопасность жизнедеятельности, Психология, Право, Дополнительные главы уравнений в частных производных.
2. Две практики - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности" и "Преддипломная практика"
3. Предметы по выбору студента из предложенных 2-3 альтернатив. Приведу их все.
- "История христианства" или "Религиозные традиции мира"
- "Функциональное программирование" или "Динамические системы и случайные процессы" или "Криптографические методы"
- "Теория уравнений с запаздыванием" или "Дополнительные главы численных методов" или "Компьютерная безопасность"
- "Динамика дискретных систем" или "Визуальные системы программирования" или "Избранные задачи вычислительной математики"
- "Сплайны в вычислительной математике" или "Выпуклое программирование" или "Математическое моделирование"
- "Теория размерности и хаотическая динамика" или "Алгоритмы теории приближений" или "Разностные уравнения"
- "Дополнительные главы методов оптимизации" или "Интерфейсы графической разработки" или "Прикладной функциональный анализ"
- "Качественная теория дифференциальных уравнений" или "Методы исследования математических моделей" или "Теория устойчивости линейных систем"
- "Геометрическая теория динамических систем" или "Всплесковый анализ" или "Задачи аппроксимации".
4. Еще есть факультативные дисциплины (то есть можно их изучать, а можно не изучать): "Технологии многомерного анализа данных" и "Триангуляции Делоне и симплициальные сетки"
5. И, пожалуй, ключевой момент вашего обучения - защита дипломной работы. Вот лишь некоторые темы дипломных работ, успешно защищенных всего три недели назад:
- "Применение односторонних функций для ЭЦП " (#ЭЦП - электронная цифровая подпись)
- "Технологии анализа больших данных"
- "О влиянии резонансов на динамику осцилляторов в случае прямой инерционной связи"
- "Реализация алгоритма rsa"
- "Взаимодействие нереляционной базы данных со скриптовыми языками".
А вот счастливые выпускники на вручении дипломов:
Все сказанное выше - это рассказ о месте моей работы, разумеется, в части спецкурсов в разных вузах могут быть (и будут!) расхождения, ибо профили внутри одного направления бывают разные. Однако я очень надеюсь, что общее впечатление о том, чему учат на ПМИ, у вас все-таки сложилось.
По традиции - другие статьи для абитуриентов можно найти по тэгу #советы абитуриентам и их родителям
С некоторыми темами, на которые студенты пишут дипломные и курсовые работы, можно ознакомиться в статьях:
- Взаимодействие нереляционной базы данных со скриптовыми языками
- Блокчейн в сфере здравоохранения
- Схемы электронно-цифровой подписи и синтез криптографических алгоритмов
- Технологии анализа больших данных
- Использование нейронных сетей для распознавания объектов
Про другие образовательные программы можно прочитать в этих статьях:
- Компьютерную безопасность
Сделайте правильный выбор, и, по традиции, удачного вам поступления!