Найти в Дзене

Направление "Прикладная математика и информатика"

Расскажу про то, чему учат студентов на математическом факультете, где я работаю. Итак, сразу: математический факультет классического вуза НЕ готовит учителей математики. Вы имеете право преподавать с этим дипломом, но этим ваши карьерные перспективы, разумеется, не ограничиваются. Вот лишь не полный перечень реальных сфер работы наших студентов и выпускников: разработка ПО любого типа (для банков, для фармкомпаний, для "умных домов", для образовательных учреждений, для турфирм, и прочее-прочее); аналитика и финансы (производство, финансы, банки, лизинг, коммерция и тд., например, я сама лично три года работала в лизинговой компании), всё, что связано с защитой информации на всех уровнях в любого типа организациях; научная сфера, преподавание, анализ больших данных, 3D-моделирование, 3D-сканирование и 3D-печать, информационные системы, администрирование сетей, и много-много другого. Об этом я напишу позднее, а заодно и расскажу, как проходит одно из самых важных, на мой взгляд, мероприятий периода приема документов - встречи абитуриентов с работодателями.

В этой статье я хочу рассказать, чему могут научиться студенты направления "Прикладная математика и информатика" (в обиходе - ПМИ). Это название направления, профиль, который реализуется у нас на факультете, называется "Математическое моделирование и вычислительная математика". Чтобы поступить, надо, как минимум, сдать ЕГЭ по математике (профиль), информатике и русскому языку, как максимум - набрать приличную сумму баллов. Проходные баллы, как известно, в разных вузах в разные годы разные, поэтому их вам лучше уточнить в приемной комиссии.

Кстати, по тэгу #пми вы сможете найти рассказы об особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре по направлению "Прикладная математика и информатика".

Чему здесь #студенты учатся? Математике, информатике, языкам программирования, изучают базы данных, теорию вероятностей, операционные системы и много-много других предметов.

Примерно так мои студенты рассказывают (и показывают) работу операционных систем. Фото из личного архива.
Примерно так мои студенты рассказывают (и показывают) работу операционных систем. Фото из личного архива.

Все изучаемые предметы делятся на блоки: есть обязательные блоки, есть ряд дисциплин, которые определяет вуз, есть те, что выбирает студент из предложенного вузом. Обязательные дисциплины - это те предметы, которые вы будете учить, поступив на ПМИ в любом вузе нашей страны. Это матанализ, алгебра и геометрия, базы данных, иностранный язык, история, экономика, теория вероятностей и математическая статистика, право и т.д. - то есть предметы, обязательные для университетского образования и всестороннего развития, а также те, которые образуют ядро подготовки будущего выпускника. Особенность же профиля состоит в том, какие спецкурсы и кто вам будет рассказывать.

Давайте посмотрим детально по всем четырем годам обучения на основе учебного плана.

Вот предметы за первый курс: История, Иностранный язык, Экономика, Социология, Алгебра и геометрия, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Дискретная математика, Языки и методы программирования, Физическая культура и спорт, Русский язык и культура речи, Основы программирования, Практикум по основам программирования, Практикум по языкам и методам программирования и одна практика - Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Как видите, основное внимание - базовым и общекультурным дисциплинам, дабы всесторонне развить личность университетским образованием. Ну и куча практикумов, чтобы #студенты с первых дней привыкали к основам будущей профессии.

Вот второй курс: Философия, Иностранный язык, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Физика, Дифференциальные уравнения, Языки и методы программирования, Концепции современного естествознания, Комплексный анализ, Основы информатики, Теория фракталов, Практикум по языкам и методам программирования, Практикум по информатике, Практикум по объектно-ориентированному программированию, Введение в вычислительную математику, Архитектура компьютеров, Операционные системы, Прикладная физическая культура.

По сути, продолжение первого курса с плавным уклоном в сторону информатики и программистских курсов.

Переходим к третьему курсу. Здесь есть:

1. Общие для всех студентов предметы: Теория вероятностей и математическая статистика, Методы оптимизации, Базы данных, Численные методы, Функциональный анализ, Компьютерная графика, Уравнения математической физики, Введение в вычислительную математику, Прикладная физическая культура.

2. Две практики - "Компьютерный практикум" и "Научно-исследовательская работа" (т.е. курсовой проект на тему, выбранную индивидуально - например, в минувшем году у меня было 2 студента-курсовика и их курсовые назывались «Современный фреймворк Wasaby и его применение в прикладных задачах» и «Анализ больших данных»).

3. Предметы по выбору студента из предложенных 2-3 альтернатив. Приведу их все.

  • "Современная культурология" или "Политология"
  • "Конфликтология" или "Основы предпринимательской деятельности"
  • "Актуальные задачи нелинейной динамики" или "Классические модели теории приближений" или "Web-программирование"
  • "Пакеты прикладных математических программ" или "Некорректные задачи" или "Теория игр и исследование операций"
  • "Теория устойчивости" или "Алгоритмы кодирования" или "Асимптотические методы"
  • "Методы анализа динамических систем" или "Программирование в системе Oracle" или "Математические методы принятия решений"
  • "Кодирование информации" или "Методы компьютерного исследования динамических систем" или "Качественные методы исследования динамических систем на плоскости"
  • "Издательская система TeX" или "Системы контроля версий" или "Быстрые алгоритмы"

Дальше 4-й курс, которым завершается обучение по программе бакалавриата.

1. Общие для всех студентов предметы: Численные методы, Безопасность жизнедеятельности, Психология, Право, Дополнительные главы уравнений в частных производных.

2. Две практики - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности" и "Преддипломная практика"

3. Предметы по выбору студента из предложенных 2-3 альтернатив. Приведу их все.

  • "История христианства" или "Религиозные традиции мира"
  • "Функциональное программирование" или "Динамические системы и случайные процессы" или "Криптографические методы"
  • "Теория уравнений с запаздыванием" или "Дополнительные главы численных методов" или "Компьютерная безопасность"
  • "Динамика дискретных систем" или "Визуальные системы программирования" или "Избранные задачи вычислительной математики"
  • "Сплайны в вычислительной математике" или "Выпуклое программирование" или "Математическое моделирование"
  • "Теория размерности и хаотическая динамика" или "Алгоритмы теории приближений" или "Разностные уравнения"
  • "Дополнительные главы методов оптимизации" или "Интерфейсы графической разработки" или "Прикладной функциональный анализ"
  • "Качественная теория дифференциальных уравнений" или "Методы исследования математических моделей" или "Теория устойчивости линейных систем"
  • "Геометрическая теория динамических систем" или "Всплесковый анализ" или "Задачи аппроксимации".

4. Еще есть факультативные дисциплины (то есть можно их изучать, а можно не изучать): "Технологии многомерного анализа данных" и "Триангуляции Делоне и симплициальные сетки"

5. И, пожалуй, ключевой момент вашего обучения - защита дипломной работы. Вот лишь некоторые темы дипломных работ, успешно защищенных всего три недели назад:

  • "Применение односторонних функций для ЭЦП " (#ЭЦП - электронная цифровая подпись)
  • "Технологии анализа больших данных"
  • "О влиянии резонансов на динамику осцилляторов в случае прямой инерционной связи"
  • "Реализация алгоритма rsa"
  • "Взаимодействие нереляционной базы данных со скриптовыми языками".

А вот счастливые выпускники на вручении дипломов:

Вручение дипломов. Фото из социальной сети, источник - vk.com/math_yargu
Вручение дипломов. Фото из социальной сети, источник - vk.com/math_yargu

Все сказанное выше - это рассказ о месте моей работы, разумеется, в части спецкурсов в разных вузах могут быть (и будут!) расхождения, ибо профили внутри одного направления бывают разные. Однако я очень надеюсь, что общее впечатление о том, чему учат на ПМИ, у вас все-таки сложилось.

По традиции - другие статьи для абитуриентов можно найти по тэгу #советы абитуриентам и их родителям

С некоторыми темами, на которые студенты пишут дипломные и курсовые работы, можно ознакомиться в статьях:
- Взаимодействие нереляционной базы данных со скриптовыми языками
- Блокчейн в сфере здравоохранения
- Схемы электронно-цифровой подписи и синтез криптографических алгоритмов
- Технологии анализа больших данных
- Использование нейронных сетей для распознавания объектов

Про другие образовательные программы можно прочитать в этих статьях:

Сделайте правильный выбор, и, по традиции, удачного вам поступления!

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
"Что за бред?!" Темы-изгои в математике по мнению школьников и их родителей
Мне иногда мучительно любопытно, почему какие-то темы спокойно "заходят" школьникам и помогающим им родителям, а какие-то "прям жуть". Обязательно спрашиваю у ученика, а почему?! И у родителей тоже интересуюсь. Сейчас продемонстрирую, как смотрят сегодняшние школьники на ту математику, которую дают в учебниках. Если всерьёз принимать их ответы, то из профессии репетитора можно уходить. И учителей школьных с собой уводить. Но не таков автор канала. Билась, бьюсь и буду биться за качественное образование, пусть в отдельно взятом социуме...
Как молодые учителя сталкиваются с реальным уровнем знаний старшеклассников. Шок юного математика
Когда ты школьник, то смотришь на образование глазами школьника. Закрытыми глазами. А вот когда проходятся все этапы высшего педагогического образования, взгляд становится совершенно другим. И такое порой видно, что лучше бы не видеть. "Мне кажется, он от нас уйдёт", – сообщает мне подруга, учительница математики одной обычной общеобразовательной школы. Расскажу, как молодые специалисты сталкиваются с действительным уровнем образования школьников, и как это столкновение влияет на восприятие себя в профессии...
Тяжелая математика
Витя сидел на кухне, подперев подбородок руками, и сотрясал воздух своими томными вздохами. Он уже два часа бился с одним-единственным примером по математике, которых всего в его списке было десять. Прошло не так много времени с тех пор, как он смог подружить иксы и игреки с числами, а тут какие-то левые синусы с косинусами появились и дискриминанты, которые тоже требуют внимания. Мальчик увлеченно ковырял в носу, подсознательно надеясь найти там вековые залежи нефти и тем самым обеспечить себе богатую и беззаботную жизнь, где нет смысла учить уроки и вообще посещать школу...
Документы, вакансии и контакты