История борьбы Думы и рекламы интимных услуг

06.04.2018

Наша Дума несколько раз занималась рассмотрением жизненно важного вопроса: об эротической рекламе.

Конъюнктурная подоплека происшедшего видна невооруженным глазом: отделить агнцев от козлищ и не пустить в политику  недостойные, по мнению депутатов, mass-media. Причем, под вполне благопристойным соусом борьбы за чистоту нравов. Однако прежде чем затевать художественную самодеятельность такого свойства, недурно было бы мало-мальски вникнуть в историю вопроса. Ведь о подобные проблемы уже не один десяток российских чиновников обломал зубы.

В конце 90-ых Государственная Дума устроила многочасовое толковище на ту же тему. В итоге законопроект "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в РФ" был принят в первом чтении. До принятия закона дело так и не дошло - хотя за столько-то лет можно было бы. Результат, как видим, нулевой.

В мае мэрия одного городка "по просьбам трудящихся" сделала запрос в городскую прокуратуру, не является ли реклама борделей в местной прессе порн@@графией. Прокуратура, в свою очередь, обратилась с аналогичным запросом в Региональное управление по СМИ. И вновь никто не продвинулся дальше написания петиций. Результат опять-таки был нулевой.

Отчего все так, а не иначе? Да попросту нет в России законодательной базы, позволяющей более или менее здраво судить о том, что есть ..рнуха. В Комментарии к УК РФ читаем: "Материал или предмет является порнографическим, если он направлен на возбуждение похоти (грубочувственного полового влечения)..." Японский писатель-гомосексуал Юкио Мисима сознавался, что самую сильную эрекцию испытал, глядя на полотно Гвидо Рени "Святой Себастьян". С этой точки зрения весь Эрмитаж можно подвести под 242 статью.

Но читаем дальше: "...если он в явно, очевидно циничной, непристойной форме изображает половое поведение человека". Формулировка, мягко говоря, весьма неоднозначная. Для гея, например, верхом цинизма будет лесбийская сцена, для натурала - гомосексуальная и т.д.

Кстати, лет десять назад (еще до принятия нынешнего УК) вышел вот какой анекдот: иркутская милиция нравов объявила порнографией объявления о знакомствах, что публиковал тогдашний "Номер один". Издатели скрипнули зубами и с тех пор печатали нечто намертво зашифрованное: "На время отпуска жены нужен гараж для моего КамАЗа..."

Между прочим, при желании, можно и в телеграфном столбе разглядеть что-нибудь от hardcore: как-никак, фаллический символ (подробности у Фрейда). Всяк разумеет в меру своей испорченности.

Если с ..рнухой у нас такая невнятица, то с эротикой - еще большая: ни юристы, ни искусствоведы не дали вразумительного ее определения.

А если речь зашла о рекламе, то тут в доме Облонских воцарился полный бедлам - аж голова кругом. Как минимум, три четверти рекламы замешаны на откровенной эротике. Ибо реклама  апеллирует не к рассудку человека, а к его подсознанию, к инстинктам - этак вернее выходит. Ну что, скажите на милость, роднит интим и молодежную модель "Форда" 1950 года? Между тем умные парни из Детройта построили свою рекламную кампанию именно так: "Если у вас есть наша тачка, вам с подругой не придется искать хату!" Есть и посвежее образцы. Более того, made in Russia. "Мой новый друг заводится с пол-оборота" - по-вашему, что это за половой гигант? Так ВАЗ рекламировал новую модель "Жигулей" в 2000 году.

Впрочем, реклама бардаков - статья особая. Должен вам заметить, что она может не иметь ничего общего с эротикой. К примеру, в Свердловской области, где мне случается бывать, в ходу такая вот горбуха: "Красивые девушки сервируют стол в любое время суток". Или такая: "Доставка печенья круглосуточно". Все наглухо прикрыто фиговым листком: текст в рамочке без каких-либо иллюстраций. Если господам депутатам угодно, можно и в любом городе применить подобную методу. Да суть-то от этого не поменяется.