Гибель Блюхера

Как отставной полковник и восемь новобранцев одним залпом тяжёлый крейсер потопили

Невероятная история произошла незадолго до Второй мировой войны в одном из норвежских фьордов. Первый и единственный раз в мировой истории военный корабль был потоплен практически первым выстрелом из устаревшего орудия береговой батареи.

В ночь с 7 на 8 апреля 1940 года «Блюхер» - тяжелый немецкий крейсер типа «Адмирал Хиппер» 1937 года постройки, второй в линейке новейших кораблей Кригсмарине, под завязку загруженный оружием и боеприпасами, имея на борту, помимо экипажа, 830 человек десанта, во главе эскадры под командованием контр-адмирала Оскара Кюмметца, вошёл в норвежский Осло-Фьорд, где по случаю мирного времени были включены все навигационные огни.

Вошёл, как это с некоторых пор полюбили делать немцы, без предупреждения, без запроса и без соответствующего разрешения, имея целью «дружественный» захват столицы Норвегии города Осло - «для обеспечения вооружённой защиты нейтралитета северных государств».

Немецкое командование, введённое в заблуждение собственной военной разведкой, не ожидало встретить в водах норвежских фьордов какого-либо серьёзного сопротивления.

Исходя из этого, кораблям эскадры было строжайше запрещено отвечать огнём на возможные действия норвежской береговой артиллерии.

Эскадре во главе с «Блюхером» предстояло пройти по Осло-Фьорду до норвежской столицы порядка 100 километров, преодолев по пути два укрепленных района.

Но ей не суждено было этого сделать: как только «Блюхер» поравнялся с крепостью Оскарсборг, оснащенной несколькими устаревшими орудиями разного калибра, и находящейся под командованием отставного полковника Биргера Эриксена, с обеих сторон его осветили прожекторы, прозвучал предупредительный выстрел, легший недолетом.

Затем комендант крепости Оскарсборг приказал расчётам, сплошь состоявшим из новобранцев, открыть огонь по головному кораблю из двух орудий Главной батареи, которая успела сделать всего два залпа, после чего пылающий "Блюхер" вышел за пределы зоны досягаемости её орудий.

И тут же попал под огонь торпедной батареи, находившейся в скальном массиве Оскарсборна, и о наличии которой немецкому командованию ничего не было известно

Не стоит, видимо, подробно рассказывать о многочисленных повреждениях, полученных «Блюхером» в ходе этой атаки береговых батарей – сопровождаемые многочисленными пожарами, они были поистине чудовищными.

В довершение ко всему взрыв порохового погреба проделал громадную пробоину в средней части корабля, после чего поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал быстро увеличиваться.

Около 7 часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль.

В 7 часов 23 минуты «Блюхер» перевернулся и затонул. После этого раздались ещё несколько подводных взрывов, а на месте гибели крейсера еще долго продолжала гореть разлившаяся нефть.

Точное число жертв на «Блюхере» неизвестно. Немецкие источники свидетельствуют о 125 погибших членах экипажа и 122 участниках десанта. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии.

Новейший боевой корабль, гордость германского военно-морского флота, тяжёлый крейсер «Блюхер», названный так в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, приказал долго жить, ни разу не вступив в бой и не сделав ни одного выстрела.