Авианосец проекта 1143.7

В Российской Империи первый авианосец появился 19 ноября 1904 года. Нес он на борту не самолеты, а аэростаты. Построен аэростатоносец "Русь" был в Германии благодаря графу Строганову, который пожертвовал свои деньги на его приобретение. На борту "Руси" располагались 8 аэростатов. В боевых действиях на Дальнем Востоке "Русь" не принимала, хоть и покупалась именно для этих целей. После поражения Российской Империи аэростатоносец был выведен из состава флота и продан.

Следующей попыткой ввести в ВМС авианосцев был 1909 год, когда морской офицер и инженер Мациевич предложил свой проект авианосца на 25 аэропланов. После его смерти в 1910 году проект был отправлен в архив.

Было ещё несколько попыток убедить высшее руководство флота о создании авианесущей группы, но и они не увенчались успехом.

Лишь с началом Первой мировой войны Морское Ведомство лихорадочно вспомнило о новых кораблях и в спешном порядке занялось переоборудованием нескольких кораблей в гидроавианосцы. Все они принимали участие в Первой мировой.

В СССР эскизный проект первого авианосца был создан в 1943 году. Ярким сторонником их строительства для нужд флота был адмирал Н. Г. Кузнецов. Попытки протащить создание авианосцев не прекращались Кузнецовым никогда, но руководство страны было категорически против их строительства, считая этот вид кораблей оружием агрессии. В 1955 году Кузнецов был смещен с должности Главнокомандующего Военно-морским флотом СССР и все его проекты были окончательно закрыты сменившим его Горшковым.

Первыми ласточками создания авианесущих кораблей были противолодочные крейсера проекта 1123 "Москва", которые поступили на вооружение ВМФ СССР в 60-е годы. Каждый нес на борту по 14 вертолетов Ка-25.

крейсер проекта 1123 "Москва"
крейсер проекта 1123 "Москва"

Лишь в 1967 году, когда Министром Обороны становится Гречко, который был сторонником создания авианосной группы в СССР, Горшков "признал", что для современного флота авианосцы необходимы.

Затем был проект 1160 "Орёл" — первый советский проект авианосца с ядерной энергоустановкой, прорабатывавшийся в конце 1960-х — начале 1970-х в Невском ПКБ. Авиагруппа "Орла" должна была включать 70 летательных аппаратов. Технические средства обеспечения полётов должны были включать 4 паровых катапульты, аэрофинишеры и аварийный барьер.

проект 1160 "Орёл"
проект 1160 "Орёл"

Однако в 1973 году все работы были свёрнуты в пользу дальнейшей постройки тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143 "Киев".

крейсер проекта 1143 "Киев"
крейсер проекта 1143 "Киев"

В начале 80-х, были одобрены к постройке тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 "Киев". На "Адмирале Кузнецове" по проекту предполагалось разместить авиационную группу количеством в 50 самолетов и вертолетов. Но хоть "Кузнецов" и выполнял свои функции авианесущего крейсера, но до полноценного авианосца он не дотягивал.

Строительство полноценного атомного тяжёлого авианесущего крейсера "Ульяновск" проекта 1143.7, который должен был стать флагманом ВМФ, началась 25 ноября 1988.

При проектировании учитывался опыт разработки проекта 1160 "Орел". АТАВКР "Ульяновск" планировался как первый из четырёх однотипных кораблей.

По проекту "Ульяновск" имел полное водоизмещение в, без малого, 80000 тонн. Он должен был стать самым крупным кораблем в истории России. Авиационная группа состояла из 70 самолетов и вертолетов. Для хранения летательных аппаратов под палубой имелся ангар размером 175x32x7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи трех подъёмников грузоподъёмностью 50 т каждый.

Взлет самолетов планировался с 2-х паровых катапульт, уже собранных Пролетарским заводом в Ленинграде и трамплина.

Вооружение, по проекту, состояло из 16 пусковых установок крылатых противокорабельных ракет дальнего действия П-700 "Гранит", предназначенных для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные. "Граниты" на следующих кораблях серии вполне могли быть заменены на строящийся комплекс "Болид" с ракетами 3М15.

Защиту от противокорабельных ракет, воздушных целей и для обстрела малоразмерных морских и наземных целей брали на себя восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплексов "Кортик".

Для защиты от массированных налётов с применением низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб в ближней зоне на "Ульяновске" должны были быть установлены четыре зенитных ракетных комплекса "Кинжал".

Так же авианосец был вооружен двумя реактивными бомбомётами РБУ-12000, 8 шестиствольными 30-мм артиллерийскими установками АК-630М.

Главная энергетическая установка авианосца состояла из четырех атомных реакторов мощностью по 305 МВт и четырех паровых турбин, работающие на четыре вала. Имелись вспомогательные котлы, способные при заглушенных реакторах обеспечить кораблю ход в 10 узлов. Мощность электростанции — 27 000 кВт.

Скорость хода 30 узлов. Дальность плавания не ограничена. Автономка 120 суток.

Экипаж корабля насчитывал 3800 человек. Серия из четырех кораблей планировалась стать на вооружение к 2005 году.

Стапельный период составлял 2,5 года. В создании корабля участвовало около 600 заводов. В декабре 1995 года головной корабль проекта 1143.7 "Ульяновск" должен был стать на вооружение.

К средине 1991 года были установлены конструкции общей массой около 27 000 т, готовность корабля составляла 18,3 процента.

1 ноября 1991 года АТАВКР "Ульяновск" был исключён из состава ВМФ, финансирование проекта прекратилось. Некоторое время завод на собственные средства вёл монтаж и сборку, но в начале 1992 года, после распада СССР, Россия и Украина окончательно отказались от дальнейшего строительства корабля.

5 февраля 1992 года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разборка корпуса.

К 29 октября 1992 года корабль был полностью разрезан на металлолом.

От предыдущих ТАВКР "Ульяновск" отличался атомной силовой установкой, увеличенными размерами полётной палубы, трамплином и двумя паровыми катапультами.

С принятием на вооружение "Ульяновска" наше кораблестроение выходило на мировой уровень. По боевой эффективности корабль не уступал американскими авианосцами типа "Нимитц" и мог превосходить французский "Шарль де Голль".