Полевропы без пилота. МиГ-23 летел без пилота 900 км

а вот еще был случай...

Июльским утром 1989 года, точнее в 10:37 по среднеевропейскому времени, в местечке Беллегем, неподалеку от 70-тысячного городка Кортрейк, Бельгия, на голову ничего не подозревающего 19-летнего фермера Вима Деларе упал военный самолет.

Нет, это был не самолет НАТО, как можно было бы предположить из места падения. Это был истребитель ВВС СССР Миг-23М. Что он там делал и каким образом оказался в центре Европы, спросите вы? А произошло вот что...

4 июля 1989 года, с аэродрома Колобжега, Польская Народная Республика, поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, который пилотировал полковник ВВС СССР Николай Скуридин. Николай вышел из планового отпуска и совершал полет для восстановления навыков техники пилотирования. К слову сказать товарищ полковник считался пилотом опытным, летчиком первого класса, с налетом более 1700 часов. К тому же занимал должность начальника политодела Северной группы войск. В то утро он уже совершил один вылет на двухместном учебно-боевом самолете, и теперь выполнял второй полет на одноместной машине.

В 09:08 МиГ-23М взлетел с аэродрома Колобжег. На 41-й секунде полёта произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, пилот отметил хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение самолёта. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа Скуридин воспринял как остановку двигателя, сообщил руководителю полётов о своём решении катапультироваться и после получения соответствующей команды произвёл катапультирование. Как рассказывал сам Скуридин, перед катапультированием он действовал согласно инструкции, которая гласила, что в таком случае пилот обязан повернуть истребитель в сторону моря, чтобы избежать человеческих жертв на земле.

аэродром Колобжег
аэродром Колобжег

Руководитель полетов наблюдал, что после катапультирования пилота видел воочию угасание пламени форсажа и дымление двигателя.

В 10:00 и. о. командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В. Огнев доложил командованию ВВС о произошедшем и о том, что самолёт "упал в море, никакого ущерба при этом не причинил", что, как оказалось, совершенно не соответствовало действительности.

А дальше было вот что...

Самолет, после катапультирования прилота, почувствовал себя свободным, может быть даже, не побоюсь этого слова - Трансформером, с большой буквы этого слова. Через 6 секунд после катапультирования двигатель, воспряв духом, увеличил обороты и наш Герой, набрав высоты до 12 тысяч метров, чтобы не сшибать высотки и прочие трубы с башнями продолжил свою "самоволку" в Европу с целью культурного, так сказать, ознакомления с архитектурой и прочими ценностями.

Автопилот работал в заданном режиме, погоды стояли хорошие, службы ПВО стран Варшавского Договора давали добро на следование аппарата, так как полетов в тот день проводилось много. Но настал момент, когда беглецподошел к границе допустимого, к границе ГДР и ФРГ.

Когда он пересёк эту границу, на перехват были подняты два истребителя F-15 ВВС США, базировшиеся в Голландии. Пилотировали их, почти по Каверину - два капитана - Дж. Д. "ДжейДи" Мартин и Билл Мёрфи. В 10:05 оба F-15 перехватили нарушителя. И тут случилось нечто.

Пилоты сообщили, что вошли в визуальный контакт с вражеским самолетом, а потом, через минуту, на базу пришло сообщение, что МиГ летит без ансамбля. Сам... без пилота.

Диспетчер вначале подумывал вызвать срочную вытрезвительную помощь, но его убедили, что пилоты как бы трезвые. В общем, американцев попросили МиГ не сбивать, СССР тогда еще был в силе, мало ли что. Тогда любое силовое действие против советского самолета, даже и сбрендившего и возомнившего себя трансформером, могло иметь непредсказуемые последствия, вплоть до... Да вообще! До всего.

В сопровождении американских "Орлов" наш МиГ осмотрел достопримечательности ФРГ, Голландии, Бельгии и уже собирался повнимательней рассмотреть Францию, но это у него не вышло. Топливо закончилось. И он начал плавно терять высоту. В 10:37 CET истребитель упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем.

К несчастью для Вима Деларе, но к счастью для Москвы. Ведь именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Горбачева во Францию и протяни МиГ еще немного до Франции, скандал получился бы знатный.

Позже военные ФРГ будут утверждать, что засекли самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ когда он уже пересёк голландскую границу.

Советская сторона выразила соболезнование и выплатила семье погибшего 685 тысяч долларов США. Пилот Н. Скуридин: "Если бы я мог предвидеть последствия, а особенно гибель человека, я бы ни за что не покинул истребитель. Я хотел бы сказать еще, что сам я, моя семья и товарищи глубоко переживаем происшедшую трагедию. Я написал семье погибшего бельгийского юноши, но понимаю, что никакие извинения не снизят остроты горя…"

Самостоятельный полёт МиГа показал, что силы НАТО оказалась не на высоте. Хотя конечно есть и другое объяснение. Не решились атаковать столь мощного противника в лице СССР.

Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в Советский Союз. Причина отказа двигателя не была установлена, хотя в ходе расследования выяснилось, что он за последний год пять раз был в ремонте