Фантастика Жюля Верна, которая... не сбылась

8 February

Здравствуй, читатель!

Сегодня, 8 февраля, со дня рождения одного из отцов-основателей научной фантастики и стимпанка - французского писателя Жюля Верна - исполняется 193 года. Думаю, это самый лучший день для того, чтобы вспомнить о его книгах и посмотреть, какие же из идей известного предсказателя до сих пор не исполнились.

Ведь Верна принято считать чуть ли не пророком и провидцем. Мало кто не знает, что это он предсказал появление подводных лодок, вертолётов, полёты на Луну, подводные города и даже чуть ли не ядерное оружие. На самом ли деле это так и насколько точны оказались идеи французского писателя? Ничуть не покушаясь на опровержение его статуса, приглашаю посмотреть на то, как его идеи сбылись (или не сбылись) в реальности.

В космос из пушки

Выстрелить из пушки по Луне снарядом с находящимися в нём людьми Верн придумал в 1865 году. Не он, правда, был первооткрывателем такого способа путешествий - значительно раньше такой путь открыл ещё один французский писатель по имени Сирано де Бержерак. Но Жюль Верн к вопросу полёта подошёл не только творчески, но и с научной точки зрения.

К моменту написания романа "С Земли на Луну" он уже достаточно долго был постоянным посетителем научного отдела Национальной библиотеки. И собранные им в целые блокноты заметок сведения позволили довольно точно отобразить перегрузки, безвоздушное пространство, рассчитать длину ствола и калибр гигантской пушки. И смог настолько заразить этой мыслью, что даже после того, как человек на самом деле вышел в космос, идеи отправить его туда с помощью выстрела не оставляли энтузиастов. Расскажу о самом грандиозном проекте.

Иллюстрация к роману "С Земли на Луну". Листайте галерею --->>>
Иллюстрация к роману "С Земли на Луну". Листайте галерею --->>>
Пушка проекта HARP и выстрел из неё
Иллюстрация к роману "С Земли на Луну". Листайте галерею --->>>
Остатки пушки проекта HARP  на острове Барбадос
Иллюстрация к роману "С Земли на Луну". Листайте галерею --->>>

В самый разгар холодной войны американцы активно работали над развитием системы ПРО, одним из подразделов которой были "звёздные войны". Возможными сражениями на околоземной орбите и идеей стрельбы с Земли по спутникам заинтересовались в армейских научных кругах. Был придуман проект гигантской пушки, получивший название HARP (не путайте с HAARP, это разные проекты). И началась гонка вооружений!

В финальном результате из пушки длиной более 36 метров, построенной и установленной на острове Барбадос, в 1964 году был произведён выстрел в космос. Из поставленного почти вертикально ствола снаряд весом больше 180 кг улетел на 181 километр в высоту! Для сведения - точка перигея корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту составляла 175 километров, а некоторые современные спутники до сих пор летают на высоте около 200 км. Максимумом реализации проекта HARP стало сразу несколько рекордов: самая длинная пушка в мире - 53,6 метра и самый космический выстрел. Но на Луну из пушки мы пока так и не полетели...

Подводные города, плавучие острова

Идею мобильного города-государства Жюль Верн попробовал развить в романе "Плавающий город" в 1870 году. Основой для сюжета он взял своё собственное путешествие на самом большом корабле тех лет "Грейт Истерне" - паруснике, оснащённом паровой установкой с гребными колёсами. Но роман этот всё же не так фантастичен, как его идейный последователь - романа 1895 года "Плавучий остров"

Остров Стандарт-Айленд с размерами 5х7 километров не только самый большой транспорт, придуманный Верном. В романе остров представлен с определённой долей утопии: это самый настоящий рай на море, не подчиняющийся деспотичным законам ни одного государства. И, как положено настоящей утопии, к концу романа остров прекратил своё существование. Но идея-то осталась! И в наше время эту идею подхватили энтузиасты и... миллиардер, один из основателей системы электронных платежей PayPal, Питер Тиль.

Плавающий остров, каким он мог быть у Жюля Верна. Листайте галерею --->>>
Плавающий остров, каким он мог быть у Жюля Верна. Листайте галерею --->>>
Проект плавающего острова Island Havens. Источник: https://ventivefloathouse.com/island-havens/
Плавающий остров, каким он мог быть у Жюля Верна. Листайте галерею --->>>
Подводный дом "Ихтиандр-66". Источник:
Плавающий остров, каким он мог быть у Жюля Верна. Листайте галерею --->>>

Проект создания плавающих и независимых ни от одного государства островов-городов называется "систейдинг" (англ. "seasteading"). Созданный на деньги Тиля проект "Seasteading Institute" планирует создавать целые плавающие сообщества со практически абсолютной политической автономией. На самом деле, сейчас почти половина поверхности земного шара, покрытая водой, не востребована ни одним государством (таковы международные нормы в отношении морских просторов).

Институт Систединга - это некоммерческий аналитический центр, продвигающий создание плавучих океанских городов как революционное решение некоторых из самых насущных проблем мира: повышение уровня моря, перенаселение, плохое управление и многое другое... Проект собирается строить модульные конструкции, призванные сделать жизнь в океане безопасной, комфортной и доступной. А в последующем объединить их в плавучие сообщества и, в конечном итоге, в города, независимые ни от кого и плавающие в международных водах.

А жить под водой пробовали ещё в СССР в 60-х годах. Проект "Ихтиандр-66", названный как дань уважения Александру Беляеву, пробовали реализовать водолазы одноимённого донецкого клуба. В крымском посёлке Тарханкут был построен и опущен на глубину 11 метров первый подводный дом, в котором энтузиасты под присмотром учёных и медиков прожили три дня. А потом были ещё проекты "Ихтиандр-67" и "Ихтиандр-68". Но до сих пор человек не научился полноценно жить на морских просторах, как об этом мечтал Жюль Верн...

Летающая подводная лодка

Насколько фантастической был "Наутилус" капитана Немо? Как подводная лодка - не очень необычным: в 1870-м, в год издания романа "20.000 льё под водой" в составе французского военного флота уже была собственная подводная лодка. "Plongeur" был спущен на воду в 1863 году и его планировали использовать для минирования подводной части вражеских судов. Но идея оказалась сложной для практической реализации и вплоть до 1935 года эта подводная лодка использовалась в надводном состоянии для подвоза воды для нужд флота.

Но Верн придумал и совершенно уникальную подводную лодку, способную ещё и летать, и ездить по земле. Изобретателем аппарата стал инженер и гениальный учёный Робур, главный герой и главный злодей одного из последних романов Жюля Верна - "Властелин мира". И этот проект тоже попытались реализовать спустя много лет!

Один из вариантов внешнего вида "Наутилуса". Листайте галерею --->>>
Один из вариантов внешнего вида "Наутилуса". Листайте галерею --->>>
То, как увидели ЛПЛ Ушакова современные компьютерные авиамоделисты.
Один из вариантов внешнего вида "Наутилуса". Листайте галерею --->>>
Aeroship. Рисунок из журнала «Техника — молодёжи» (1970 год, №6)
Один из вариантов внешнего вида "Наутилуса". Листайте галерею --->>>

"Наутилус", на самом деле, и сейчас довольно фантастический аппарат. К примеру, в романе Верна эта подводная лодка смогла погрузиться на глубину более 16 километров где-то под Саргассовым морем, к чему смогли приблизиться только батискафы Жака Пикара, Джеймса Кэмерона и других исследователей Марианской впадины. А скорость в 92,5 км/ч до сих пор не смогла побить никакая атомная подлодка (максимум скорости - 82 км/ч, которую показала на технических испытаниях лодка К-222).

Но "Грозный" - так назывался аппарат Робура для подводного плавания, полётов и езды по поверхности - сделать всё же пытались. В Советском Союзе это был довоенный проект "Летающая подводная лодка Ушакова". Единственным минусом модели, послужившим причиной отказа от практического изготовления, стала невозможность манёвров в подводном состоянии. Фактически, под водой самолёт представлял собой лишь неуправляемую в горизонтали торпеду.

В США же к теме летающей подводной лодки пришли в начале 60-х. И смогли-таки сделать рабочий прототип. Самолёт Aeroship в 1968 году взлетел с воды, покружил над Нью-Йорком и нырнул в воды гавани. Но вот после погружения функция повторного взлёта в нём предусмотрена не была - не хватило технических возможностей - так что и Aeroship тоже остался в истории как прототип.

Да, многие идеи Жюля Верна до сих пор остаются фантастикой и местами мы только приближаемся в тому, чтобы сделать их реальностью. Но, как знать, может это только потому, что мы стали меньше мечтать?

А какие идеи Жюля Верна и других фантастов вы бы хотели увидеть реальности? Если дочитали и понравилось - ставьте лайк и заходите в комментарии.

Спасибо за ПроЧтение!