Переплёт
27 042 subscribers

"Хищные вещи века". О раннем творчестве Стругацких

16k full reads
20k story viewsUnique page visitors
16k read the story to the endThat's 83% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Здравствуй, читатель!

Сегодня хочу поделиться с тобой частичкой творчества замечательных советских писателей-фантастов – братьев Стругацких. Статья вышла большой, так что пришлось разбить её на две. Продолжение выйдет завтра.

Произведения Стругацких хотя и являются фантастическими, но темы, идеи и проблемы в них также реалистичны и насущны, как и окружающий нас мир. Самую суть этого обзора-размышления можно выразить тезисом - «Главное всегда остаётся на Земле».

На примере нескольких ранних произведений Стругацких - «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажёры» и «Хищные вещи века» - я попробую рассказать о тех главных мыслях, которые заложены в этих книгах. Конечно, то, что они заложены туда, это только моё мнение. Если книги Стругацких внушили тебе, читатель, другие мысли – поделись ими в комментариях.

Особенно обращу по ходу рассказа внимание на «Хищные вещи…», так как именно это произведение стало пророческим для нашей жизни.

Итак, человек, который начнёт читать «Страну багровых туч», очень скоро убедится, что это весьма идеалистическое произведение Стругацких. Хоть и написанное по канонам жанра научной фантастики, но очень идеалистическое.

Здесь и неизведанный космос, и опасная планета, и отчаянная команда, презирающая страх, и смерти главных персонажей, и, конечно же, дружба. Ни в одном другом произведении Стругацких тема дружбы не затрагивалась так глубоко. В основном, у них герои-одиночки, не имеющие истинных и верных друзей. А в этой книге - дружба, чести и благородство показаны такими, какими их понимали в тот советский период, когда писалась книга.

Так, например, эпизод, когда на волоске от смерти, главный герой по пустыням Венеры, злой багровой планеты, тащит на себе умирающего друга и не даёт сдаться и умереть другому члену команды, с которым у него были не самые лучшие отношения. Вы можете сказать, что всё это избито и неинтересно. В какой-то степени вы правы, потому что и сами авторы признавали заурядность своего произведения.

Но без этого произведения невозможно полностью понять развитие «жилинского» цикла в последующем. Иван Жилин – новый по своему характеру, мышлению и целям персонаж в произведениях Стругацких. Он первым стал «человеком пытающимся», «человеком ищущим». В этом его отличие от предыдущих персонажей, напоминающих богов.

Появляется Жилин во второй книге Стругацких «Путь на Амальтею». Здесь мы его видим ещё совсем молодым парнем, но уже в то время он вызывает симпатию и привязанность едва ли не большую, чем к старым героям, перешедшим из «Страны…».

Звездолёт класса "Хиус"
Звездолёт класса "Хиус"

Жилин похож на нас с вами сегодняшних, он кто-то, но не идеальный советский гражданин. У него не всё получается с первого раза, он размышляет, меняются его жизненные ценности, характер. Как и следовало ожидать, Стругацкие делают Жилина ключевым персонажем следующих книг. Мы видим его в развитии. Именно он в конце книги «Стажёры» говорит, что всё самое важное – на Земле, что рановато начали летать на другие планеты люди, решая чужие проблемы, когда в родном доме творятся страшные вещи. Хищные вещи. Вещи, которые пожирают чужие души. Эта идея перешла в следующую книгу Стругацких с весьма необычным и интригующим названием «Хищные вещи века».

Именно такое имя дали Стругацкие своему произведению, которое подверглось строжайшей цензуре. Ещё бы, ведь описываемая Страна Дураков и её сытая жизнь являлась, по мнениям критиков и цензоров, антисоциалистической. Лишь с большим трудом её удалось издать. «Вещи…» – антиутопия, которая медленно, но верно становится нашей реальностью.

Судите сами, в этой книге мы видим не «человека разумного», а «человека невоспитанного», в том понятии невоспитанности, что он остановил своё развитие на пещерном уровне.

В произведении описывается город, который населяют именно такие недочеловеки. На первый взгляд, это город Всеобщего Счастья. Простого и незатейливого. Всё даром, приходи и бери. Но тебя затянет, как в болото. Правда большинство не догадывается о том, что в этом городе счастья, равно как и жизни – нет. Это город мёртвых.

Живые здесь только дети, и те до того напуганы, что не понимают, что происходит. Просто чувствуют, что всё и все мертвы. Хотя сам город и кажется добрым, и чистым, приветливым и солнечным, он насквозь фальшив. Это чувствует приехавший сюда по секретному заданию Иван Жилин. Здесь все живут только для себя, для собственного удовлетворения. Хотя жизнью это назвать невозможно – глупое существование пресытившегося человека, у которого нет ни единой цели.

Подумайте о цели жизни. Вот тут продолжаем беседу.