Здравствуй, уважаемый читатель!
В марте прошлого года на ТВ-экраны и другие "черные зеркала" вышел сериал от Netflix "Любовь, смерть и роботы". Он сразу стал если не культовым, то очень популярным в среде любителей фантастики.
Еще бы! Сценаристы такого наворочали в каждой серии, что создали сериал, который не может не понравится.
Будущее, подпольные бои огромных монстров, киберпанк, детектив, чудовища и вампиры, роботы и котики, постапокалипсис, космос, тайны и мамонты, демоны, огромные мехи против пришельцев... И много еще чего им удалось связать к тугой клубок драйва, трэша, философии и хоррора. Да еще и преподнести все это блюдо очень интересно.
Но немногие знают, что лишь две серии (третья "Свидетель" и пятнадцатая "Слепое пятно") были сняты по оригинальным сценариям. А остальные 16 серий являются экранизациями рассказов известных и не очень фантастов.
Кстати, "Слепое пятно" было снято российским режиссером мультфильмов Виталием Шушко по оригинальному сценарию. Написал и снял так, как умел - в его активе анимационная короткометражка "История Х". Именно после того, как продюсер сериала Тим Миллер увидел этот мульт, он и позвонил Шушко.
Расскажу о тех, кто придумал миры для серий
Сразу отмечу, что большинство из рассказов, ставших основами для сценариев серий, на русский язык до сих пор не переведены. А если переводились - то отмечу это по ходу. Почти все рассказы можно при должном желании найти на просторах Сети, стоит только задаться целью.
По ссылкам - бесплатные фрагменты обозначенных книг. Картинки - скриншоты и арты по сериалу.
Первая серия "Преимущество Сони" снята по рассказу "Sonnie's Edge" Питера Гамильтона. Это британский автор известен у нас циклом романов "Пришествие ночи". Не скажу, что читал, но отзывы довольно средние: космоопера сильно растянута в тексте, хотя сама идея очень неплоха. В романы автор щедро набросал криминала, откровенных сцен, сверхмощного оружия, ксеноморфов и исчезнувших цивилизаций, а также добавил сверхспособностей и артефактов. В цикл входят 6 романов и все они были изданы на русском.
Американский фантаст Джон Скальци стал основоположником идей для серий "Три робота" (№2), "Когда йогурт захватил мир" (№6) и "Исторические альтернативы" (№17). Все три серии наполнены иронией и сатирой. А что еще ждать от писателя, который, вдохновившись "Звездным десантом" Хайнлайна, создал в серии романов цикла "Война стариков" целую вселенную, в которой человечество защищают 75-летние бойцы, для которых война стала вторым шансом на жизнь.
Пишет Скальци разнопланово, но неизменно - увлекательно и бодро. Если "Война стариков" - классический космический боевик, то дилогия "Взаимозависимость", наполненная глубоким техно-социальным смыслом - уже приключения, полные тайн и интриг, . А "Люди в красном", за которое автор в 2013 году награжден премиями Локус и Хьюго - вообще пародия.
Рассказ, по которому была снята четвертая серия - "Костюмы" - написан практически неизвестным у нас американским фантастом Стивом Льюисом. Да что там - практически... Совсем, если точно. Рассказ был издан в сборнике "SNAFU: Future Warfare" где-то в Америке.
А задумка-то неплохая. Противостояние мирных фермеров, вооруженных только огромными сельскохозяйственными мехами, с ордой насекомоподобных пришельцев из параллельного мира. Серия получилась одной из самых красочных.
В таком же сборнике тематических рассказов "SNAFU: Survival of the Fittest" был опубликован рассказ еще одного малоизвестного нам автора - Кирстен Кросс. Так и не смог найти сведения о том, кто это - мужчина или женщина. Но пятая серия "Глотатель душ" о борьбе древнего вампира и команды наемников понравилась. В том числе - довольно бодрым и оригинальным юмором.
* * * *
А вот автор рассказов для седьмой серии "За разломом Орла" и четырнадцатой - "Зима Блю" в России известен и публикуется довольно постоянно. Речь идет об Аластере Рейнольдсе - европейском писателе-фантасте, пишущем научную фантастику и умело совмещающем космос и нуар в одном произведении.
Это отличная фантастика нового времени, практически - "серебряный век" НФ. Его "Пространство Откровения" признано многими как ставшее на одну ступень с "Гиперионом" и творчеством Кларка.
Вот и серии получилось космическими и философскими. Оба рассказа были переведены на русский и получили названия "За разломом Орла" и "Зима: Голубой период".
Что может быть лучше мира стимпанка, магии и азиатских легенд о лисицах-ведьмах? Вот и Кен Лю подумал, что ничего. По рассказу автора снят восьмой эпизод сериала - "Доброй охоты".
Неоднократный лауреат Хьюго и Небьюла за свои произведения и переводы китайской фантастики, в том числе и самой известной "Задачи трех тел" Лю Цысиня, Кен Лю у нас пока известен мало. Но все еще впереди, я уверен.
Кстати, очень скоро на канале выйдет обзор по творчеству Лю Цысиня. Пощады и восхваления не обещаю. Если интересно - подписывайтесь на канал и группу в ВК "Фантастический Дзен" - не пропустите.
Прототипом для девятой серии - "Свалка" и двенадцатой "Рыбная ночь" - стали рассказы Джо Лансдейла. Несмотря на то, что это автор у нас не очень известен - из переведенного можно вспомнить роман "Бог лезвий" да несколько попаданий в сборники малой прозы - он довольно именитый мастер ужасов. Лансдейл является лауреатом Британской премии фэнтези, Американской премии ужасов, премии Эдгара По и десяти премий Брэма Стокера. Пишет много, иронично и очень "по-лавкрафтовски". Серии получились соответствующими.
Рассказы американского фантаста Марко Клооса стали основой для сценариев к 10 серии "Оборотни" и тринадцатой "Счастливая тринадцатая". Клоос у нас не публиковался, а в Америке известен как раз серией фантастического боевика "Фронтлайнс" - о противостоянии западного и восточного военных блоков в условиях возрастающей вероятности инопланетной агрессии. Судя по сериям - автор о войне писать умеет средне, если честно. Хотя, может просто так сняли.
Еще два неизвестных у нас автора - Клодит Григгс и Дэвид Амендола - своими рассказами сподвигли на съемки 11 серии "Рука помощи" и 18-й - "Тайная война".
А вот рассказ для одной из самых любимых зрителями серии "Ледниковый период" (№16) был написан известным фантастом Майклом Суэнвиком. И наиболее популярных его произведений отмечу "Танцы с медведями" - авантюрно-приключенческий роман о путешествии двух мошенников из Багдада в Московию с ценным подарком от халифа князю. Роман, сама завязка которого выглядит как развесистая жирная клюква, оказывается очень даже острым не только на сатиру, но и стиль. Дерзкое и интересное чтиво. Сразу понятно, почему история о мамонте в холодильнике так зацепила.