Последние советские фантасты. Брайдер и Чадович | ПроЧтение | Яндекс Дзен
ПроЧтение
24 578 subscribers

Последние советские фантасты. Брайдер и Чадович

3,4k full reads
6,7k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 51% of the total page views
3 minutes — average reading time

Здравствуй, уважаемый читатель!

Инициатором создания этой статьи стал постоянный читатель канала Сергей Хлынин. Именно ему я уже давным-давно и долго-долго обещал написать о книге российских писателей периода "тех самых 90-х" Юрия Брайдера и Николая Чадовича "Между плахой и секирой".

Я от своих слов не отказываюсь. Обещал и буду обещать ;) Шутка, Серега, шутка. Спасибо за идею, оцени реализацию.

Одной книги мне показалось мало. Да и входит она в целый цикл произведений под общим названием "Тропа". И к тому же другие комментаторы на канале предлагали к прочтению книги этих авторов.

Так что подготовил обзор на самые (по мнению читателей) интересные произведения этого писательского дуэта. Мнение читателей мною изучалось на нескольких популярных книжных порталах, уровень доверия которым вполне приемлем.

Там, где в названиях есть ссылки - они ведут на бесплатные фрагменты книг. Напомню, что сейчас до 26 января следующего года все книги на ЛитРес можно купить с 20% скидкой по промокоду propead. Скидка дается на одну покупку любого количества книг.

Начну с того, что последние 80-е и 90-е годы прошлого века стали прорывными для западной фантастики на российский книжный рынок. Я уже начал публиковать на канале обзоры на серию "Fantasy" издательства "Северо-Запад", которое для многих читателей стало именно тем самым фантастическим "окном в Европу". И в этом окне наши писатели увидели, что тоже могут начать публиковаться, а не писать в стол. Причем публиковать большую прозу, а не рассказы в журналах и сборниках.

Если получится задуманное, то эта статья станет первой из серии о творчестве "последних советских" фантастов - авторов, писавших на рубеже эпох. Написано тогда было много - и хорошего, и не очень, и откровенного трэша - так что писать есть о чем.

Одним из многих, решившихся выйти со своим творчеством на молодой и дикий литературный рынок завершающего историю Союза, стал дуэт белорусских авторов Юрия Брайдера и Николая Чадовича.

Брайдер и Чадович. Фото http://www.rusf.ru/interpresscon/2000/photo/00-002.jpg
Брайдер и Чадович. Фото http://www.rusf.ru/interpresscon/2000/photo/00-002.jpg
Брайдер и Чадович. Фото http://www.rusf.ru/interpresscon/2000/photo/00-002.jpg

Юрий Брайдер - пенсионер МВД, майор милиции. Писать фантастику пробовал еще на службе, публиковаться начал в 1983 году. Сильно увлекался Шекли и Саймаком, творчество которых, похоже, и нашло свой отпечаток в его произведениях. Награжден премиями "Странник" за романы "Между плахой и секирой" (1998) и "Гвоздь в башке" (2003).

А однажды уже с самим Шекли он заседал уже в жюри конгресса фантастов России! В 2003 году в составе этого же жюри встретил дебютный роман "Профессия - ведьма" молодой белорусской писательницы Ольги Громыко и высоко оценил старт. Скончался в 2007 году в возрасте 59 лет.

Николай Чадович - белорусский писатель-фантаст, тоже ставший писателем по призванию: до 1990 года работал в троллейбусном депо, но с 1983 писал рассказы совместно с Брайдером. Первый их рассказ был опубликован в газете "Знамя юности" и назывался "Нарушитель". Став работать в издательстве "Эридан", Чадович посвятил себя писательскому ремеслу окончательно. Совместно они написали 19 романов. Скончался в 2011 году. Ему было 62 года.

До 1991 года Брайдер и Чадович писали тоже вместе, но из-под их сдвоенного пера выходили в основном рассказы и малые повести. Наверно, это было нужно - именно в такой малой прозе дуэт смог отточить остроту сюжета, научится наблюдать реальность и перекладывать ее в фантастические образы, наполнять героев необходимой психологической глубиной.

Так, по их рассказу назван сборник малой фантастической прозы "Поселок на краю Галактики", в котором отметились не только они, но и Аркадий и Борис Стругацкие, Борис Штерн, Кир Булычев и другие фантасты. В 1991 выходит еще один сборник - "Ад на Венере", в котором были уже не рассказы, а пять повестей белорусского дуэта. Именно в этот сборник входят лучшие (по мнению самих писателей) их произведения - повести "Телепатическое ружье" и "Ищейка".

И вот в 1991 был издан первый их совместный роман

Евангелие от Тимофея

Арт https://cdn.gallerix.asia/sr/N/1484524737/80300911.jpg
Арт https://cdn.gallerix.asia/sr/N/1484524737/80300911.jpg
Арт https://cdn.gallerix.asia/sr/N/1484524737/80300911.jpg

Первое, на что стоит обратить внимание в этой книге - абсолютной новый мир. Огромные - нет, ОГРОМНЫЕ!!! - деревья-занебники, раскинувшие свои ветви-ярусы на целые континенты; необычные, враждебные и смертоносные животные; тяжелый социальный строй живущих на ветвяках людей.

В этом мире оказывается один из первых в истории советской фантастики попаданцев - Артем. Как и зачем он в этом мире - только Фениксам и иных сверхъестественным сущностям ведомо. Мир Вершень - один из великого множества параллельных миров, вот только он - перпендикулярен им, развернут поперек. И в нем есть возможность переходить в другие миры. И, значит, есть шанс для Артема вернуться домой...

Это очень пессимистичный роман, несущий в себе отголоски реальной картины начала 90-х годов в СССР. Вместе с тем, рассматривать его только как сатиру на режим было бы не только глупо, но и нелепо. Этот роман - отличная социальная фантастика с хорошей примесью фэнтези, как был это не звучало. По духу написания сильно напоминает роман Логинова "Многорукий бог далайна", о котором на канале был рассказ в статье "Фантастика ограниченных миров". Но только напоминает. Это абсолютно самобытная книга с живыми и жестокими героями, полными жажды жизни.

Путь Артема - это квест, ведущий через тернии к... миру-истоку, миру-основе. И, несмотря на желания "богов", именно он сам выбирает свой путь. И путь этот со временем приведет... Куда? Читайте в цикле, в который входят 9 романов.

3 романа из них можно считать этаким "вбоквелом", объединенным в мини-цикл

Миры под лезвием секиры

Тематический арт
Тематический арт
Тематический арт

В этих книгах Артему уже отведена второстепенная роль "полубога", изредка вмешивающегося в ход событий и преследующего свои, малопонятные цели.

События в романах происходят "между плахой и секирой" - в простом российском городке Талашевске, где внезапно наступает пространственно-временной катаклизм, приведший с дикому смешению мест, времен и народов. Неадертальцы и жители из 22 века преследуются инквизицией, кочевники пасут коней на огородах, а в темных подвалах зреет сатанинский культ. И горожанам остается одно - объединиться и взять дело своего спасения в свои руки.

Второй роман серии - "Между плахой и секирой" - награжден премией Меч Руматы в 1999 году.

Все романы серии проповедуют одно - есть параллельные миры, каждый из которых живет по своим законам, и есть Тропа, соединяющая эти миры и есть те, кто может по этой Тропе ходить... Вот только у ходящих по Тропе - у каждого свои цели.

Многие читатели, да и сами авторы в данных ими интервью отмечали, что к последним книгам цикла Артем уже не подчинялся писателям, а шел сам по своей Тропе. В результате дошел туда, куда Чадович и Брайдер, кажется, совсем не планировали. Но, возможно, именно такой ход событий, не всегда зависящий от авторов, принес финальному роману цикла - "Губитель максаров" - третье место премии Звездный Мост-2000.

Десятилетняя история о похождениях Артема была окончена. Может и не так, как хотелось бы авторам, но закончена.

Некоторое время о дуэте не было слышно, пока в конце 2002 года не вышел в свет первый роман трилогии о приключениях инвалида-душеходца Олега Наметкина из цикла "Охота на Минотавра"

Гвоздь в башке

Обложки книг с сайта https://www.bookvoed.ru/files/1836/32/93/92/1.jpeg
Обложки книг с сайта https://www.bookvoed.ru/files/1836/32/93/92/1.jpeg
Обложки книг с сайта https://www.bookvoed.ru/files/1836/32/93/92/1.jpeg

Роман с ходу получил премию Звездный Мост-2003. Приключенческая история об альтернативной реальности. Даже реальностях, которые начинает менять Олег. Причем менять он их решает так, чтобы они были максимально похожи на привычное для него место жительства. Настоящий попаданец не будет прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под него. Не хочет мир прогибаться? Придется приложить усилия и все равно прогнуть.

Все три части цикла написаны живым и интересным языком и местами напоминают приключения Ричарда Блейда. Не знаете, кто это? Подпишитесь на канал - скоро расскажу. А пока что отмечу, что в продолжении цикла - романах "Враг за Гималаями" и "За веру, царя и социалистическое отечества" - Олег оказывается уже не уникальным персонажем. Такие, как он, способные к осознанному переселению в другие тела, есть еще и они тоже преследуют свои цели.

Финалом творчества писательского дуэта стал цикл из четырех романов

Особый отдел

К аудиокниге http://audio-kravec.com/wp-content/uploads/2012/10/otdel_09.jpg
К аудиокниге http://audio-kravec.com/wp-content/uploads/2012/10/otdel_09.jpg
К аудиокниге http://audio-kravec.com/wp-content/uploads/2012/10/otdel_09.jpg

Саркастично-юмористические книги о приключениях сотрудников Особого отдела, отвечающего в придуманном писателями мире за взаимодействие с инопланетянами и прочей нечистью, - повседневная рутина. Сегодня бабу Ягу погонять, вчера - адептам Храма Огня и Силы помочь шабаш организовать...

В общем - Люди в черном Среднего Нечерноземья.

Юрий Брайдер участвовал в написании только первых двух книг, после чего слег с тяжелой болезнью, но оставил массу идей, которые Николай Чадович воплотил в продолжении.

Подводя итог статьи, отмечу, что дуэт Брайдер-Чадович - это значимая веха, они не только последние советские фантасты, но столп в начале российской фантастики. Их идеи во многом интересно читать и сейчас, о чем не даст соврать хорошая компания поклонников их творчества.

И именно они и говорят - приятного ПроЧтения!