"Глубинный монстр" России.

10.03.2018

В 70-х годах, одновременно и в СССР и в США пришли к выводам, что существующие на данный момент подводные лодки морально устарели и для решения задач обороны требуются совершенно новые механизмы.

Планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач и нести на борту всё, что способно туда поместиться: и торпеды, и крылатые ракеты, и ракето-торпеды . Проектировщиком нового типа лодок стало КБ "Малахит". Ко второй половине 80-х КБ подготовило концепт проекта будущей "убийцы авианосцев". Затяжное проектирование, как это часто бывает, связано с использованием многих новейших технических решений, ранее не применявшихся в подводном судостроении. А полностью проект проработан был к 1990-му году, как раз к развалу СССР. Строительство откладывалось в связи с отсутствием и денег и политического решения. Но всё таки нашлись те, кто сумел доказать важность и нужность закладки новой лодки. И 23 декабря 1993 года, на "Севмаше", строительство началось. Шло оно трудно, со скрипом и длительными остановками, но наконец 17 июня 2014 на ней подняли Андреевский флаг. Долгие 20 лет. Лодка получила название "Северодвинск", в честь места своего рождения.

Всего предполагается построить семь лодок проекта 885 "Ясень".

В июле 2009 года на "Севмаше" заложили лодку "Казань" этого же проекта, сейчас она спущена на воду. И уже находятся в постройке остальные пять субмарин.

На сегодняшний день, начиная с "Казани" в постройке лодок применяются только российское оборудование и комплектующие.

Подводные лодки проекта "Ясень" — полуторакорпусные, то есть легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично: сферический — в носовой части, легкая надстройка — в центре, в районе ограждения рубки и начиная от ракетных шахт к корме. Это абсолютное новаторство для отечественных атомных подводных лодок, которые всегда были двухкорпусными. Пойти на столь радикальный шаг конструкторов вынудили требования военных сделать лодку как можно менее шумной, а значит, как можно более незаметной. Ведь именно внешний легкий корпус играет роль своеобразного резонатора для всех шумов, которые может издавать подлодка.

Корпус состоит из девяти отсеков. В первом находится центральный пост "мозг" лодки, из которого есть выход к всплывающей спасательной камере, находящейся в рубке. Второй отсек торпедный. Третий отсек занимают общекорабельные приборы и механизмы. В четвертом располагаются медицинские и жилые помещения. Пятый - ракетный. Шестой отсек реакторный. В седьмом расположены турбины, и вспомогательный - восьмой.

"Ясень" несет в себе восемь ракетных шахт, в которых находятся по четыре контейнера с крылатыми ракетами комплекса "Оникс". Общий боезапас - 32 ракеты. При необходимости вместо "Оникса" есть возможность установки ракет большой дальности Х-101, или ракет с ядерной боеголовкой Х-102.

Помимо этого в штатное вооружение "Ясеня" входит комплекс ракетного оружия "Калибр". И - традиционно - торпеды калибра 533 мм в количестве 30 штук.

Заметно снижен уровень шумности за счет новой компоновки ядерной установки. А так же, на лодках применяется активная система гашения шумов, которой оборудованы фундаменты всех критических узлов и новая разработка гребного винта. Корпус проекта изготовлен из специального стального сплава, близкого по свойствам к парамагнетикам. Покрытие с особыми звукопоглощающими свойствами также сделало лодку более "тихой".

Как считают и российские, и зарубежные эксперты, как минимум до середины XXI века субмарины проекта «Ясень» будут способны выполнить все поставленные перед ними задачи. А к тому времени — и надеяться на это есть все основания — на вооружение российского ВМФ уже поступят подлодки пятого поколения, к которому, кстати, иностранные специалисты поначалу относили и «Ясени»: очень уж необычными по идее и исполнению оказались эти новые российские подлодки.