Су-47 "Беркут".

10.06.2018

В начале 80-х в СССР высшее командование ВВС и Государственный Комитет по авиатехнике пришли к согласию, что моральное старение парка существующих истребителей никто не отменял, а только модернизация не способна кардинально поменять характеристики существующих моделей. В 1981 году стартовала программа "Истребитель-90". Главной целью программы, как видно из названия, стала разработка перспективного истребителя.

Головным разработчиком И-90 стало КБ Микояна. КБ Сухого на тот момент занималось перспективной модернизацией своего Су-27 и занялось проектом И-90 в инициативном порядке, что главным образом означало разработку неоднозначных решений, которые могли бы существовать как в перспективных самолетах, а могли бы остаться только на бумаге.

Своему экспериментальному детищу присвоили индекс С-22. На этом аппарате решено было отработать вариант с крылом обратной стреловидности. Преимущества такого крыла были в большой маневренности на малых скоростях, большей подъемной силой, по сравнению с обычным крылом, отличные противоштопорные характеристики и много ещё чего, что требовало подтверждения.

Но были и недостатки: большой вес новой конструкции крыла в связи с его усилением из-за возможного разрушения на определенных скоростях, такая конструкция увеличивала лобовое сопротивление крыла.

Облик самолета был составлен к к середине 80-х - однодвигательный истребитель с аэродинамической схемой "утка". Решение по весу крыла было решено применением в строительстве углепластиков и механизацией с отклоняемыми носками. Но для строительства истребителя не хватало подходящего двигателя. Самолет всё равно оставался слишком тяжелым и существовавшим на тот момент двигателям не хватало тяговооруженности.

На основе С-22 стали проектировать двухдвигательный С-32. Его аэродинамические особенности были аналогичны предыдущей разработке, но два двигателя общей тягой в 37000 кгс, теоретически, могли обеспечить аппарату полет на сверхзвуке без использования форсажа.

В конце 80-х страна стала скатываться в пропасть разрухи и проект хотели закрыть из-за отсутствия финансирования, но за самолет встали горой адмиралы, которые посмотрев расчетные характеристики, захотели создать на этой базе палубный истребитель. Через несколько месяцев Кб Сухого подготовило проект Су-27КМ. Но в мае 1989 года решением Военно-промышленной комиссии Совмина в числе других тем разработка Су-27КМ была закрыта. Основанием для закрытия темы стала техническая несовместимость взлетных характеристик. Самолеты с крылом прямой стреловидности не могли использовать баллистический взлет, а самолеты с обратной стреловидностью не могли взлетать с трамплина авианесущих крейсеров.

В начале 90-х КБ Сухого продолжили исследования по теме обратной стреловидности, но уже полностью за свои деньги. Проект получил название С-37.

В связи с отсутствием средств было решено построить только один опытный образец. После статических испытаний первый самолет был дооборудован до полноценного самолета.

Из-за отсутствия двигателей, для проведения летных испытаний, было решено оснастить С-37 двигателями от МиГ-31. Но и эти, относительно небольшие двигатели, позволили самолету заявить высокие летные характеристики. Скорость полета до 2200 км/ч, практический потолок составил 18000 метров, дальность - 3300 км.

Первый полет С-37 состоялся в сентябре 1997 года. Широкой общественности С-37 "Беркут" был показан на аэрокосмическом салоне МАКС-99. Тогда же СМИ окрестили его истребителем пятого поколения, который в ближайшее время войдет в серию и будет принят на вооружение. Хотя для пятого поколения ему, как минимум, не хватало двигателей с изменяемым вектором тяги.

Но Сухой продолжал использовать "Беркут исключительно в исследовательских целях, время от времени показывая единственный экземпляр на выставках. На МАКС-2001 самолет С-37 был показан под название Су-47. Но изменение названия не повлияло на судьбу экспериментального "Беркута".

К середине 2000-х самолет выполнил всю запланированную испытательную программу. Кстати, Су-47, как единственный отечественный истребитель, имеющий внутренний грузоотсек поучаствовал в отработке полетов с открытыми створками грузоотсека для создания грузоотсеков перспективного истребителя ПАК ФА - Су-57. В ходе других испытаний, того же ПАК ФА Су-47 совершал полеты с весовыми имитаторами перспективных управляемых ракет.

Су-47 полностью выполнил свою миссию экспериментального самолета, который создан для отработки новых технологий. Все разработки. примененные в его строительстве, поступают на вооружение на других машинах разного класса.

Споры о плюсах и минусах авиатехники с обратной стреловидностью крыла не утихают до сих пор и единого мнения о перспективах самолетов, подобных "Беркуту" пока нет.