Твердотопливная МБР РТ-2.

13.07.2018

В 1959 году начались работы по созданию твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной ракеты РТ-2. Головным разработчиком было ОКБ-1 под руководством Сергея Королева, ведущий конструктор Игорь Садовский.

Самой сложной задачей в конструировании этой ракеты было создание крупногабаритных топливных зарядов из высокоэнергетического смесового топлива, в состав которого может входить до десяти компонентов, основные из которых это окислитель, энергетическая добавка и горючее связующее, создающее монолит из всего этого набора компонентов.

Разработкой топлива занимались Ленинградский Государственный институт прикладной химии и пермский НИИ-130. К 1963 году топливо было создано и начались стендовые испытания двигателей всех ступеней ракеты.

РТ-2 представляла собой трехступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. Ступени, представлявшие собой моноблочные твердотопливные двигатели, соединялись решетчатыми фермами.

Для стабилизации ракеты на первой ступени устанавливались четыре решетчатых аэродинамических стабилизатора. Управление полетом производилось с помощью 4 сопел.

Дальность полета зависела от массы головной части. При массе в 500 кг дальность составляла до 12000 км, головная часть массой в 1400 кг снижала дальность до 5000 км.

Боевое дежурство ракета несла в шахтной пусковой установке. Из-за большой массы ракету приходилось транспортировать к месту несения службы частями и собирать уже в самой пусковой установке. После сборки конструкции пусковой стакан герметизировался, за длительное хранение ракеты отвечала аппаратура, поддерживающая температурно-влажностный режим.

Пуск ракеты был необычен из-за использования разработанной новой методики. На дне шахты находилось некое количество воды, на хвостовой части ракеты был смонтирован бандаж, который обеспечивал замкнутое пространство между хвостовой частью ракеты и дном шахты с водой. Во время пуска маршевого двигателя парогазовая смесь служила поршнем для выхода ракеты из шахты.

Летные испытания РТ-2 проводились с 1966 по 1968 год. Первый этап пусков проходил на полигоне Капустин Яр шесть из семи были признаны успешными. Второй этап пусков на дальность производился на полигоне в Плесецке. В Плесецке было произведено 25 пусков, из которых 16 были признаны успешными.

В декабре 1968 года комплекс РТ-2 стала поступать на вооружение РВСН СССР. В том же 1968 году начались работы по модернизации РТ-2, которая завершилась к 1972 году.

Модернизированная ракета РТ-2П получила новую систему управления, более мощную головную часть и впервые на твердотопливной МБР была установлена система защиты от средств ПРО, которая обеспечивала в полете радиомаскировку и выброс многочисленных ложных целей.

"Модернизированные ракеты РТ-2П имели стартовую массу 51 тонну. Новая система инерциального управления, созданная в Пилюгинском НИИАПе, имела прецизионную гироплатформу с троированными поплавковыми акселерометрами и вычислительную машину, обеспечивавшие КВО не более 1500 метров. Для РТ-2П была разработана совершенно новая головная часть. Главный конструктор из Арзамаса- 16 Самвел Кочарянц создал более компактный ядерный заряд. Первоначально гарантированный срок службы ракеты РТ-2 был определен в семь лет. В процессе отстрелов стоявших на дежурстве ракет была проверена их надежность после пятнадцати лет хранения. Всего за период отработки и регулярных отстрелов по 1994 год было пущено на промежуточные и полные дальности 100 ракет."

В 1980 году начались работы по дальнейшей модернизации ракеты. Новая ракета получила название РТ-2ПМ, в дальнейшем - РС-12М "Тополь".

По условиям договора СНВ-1 комплекс РТ-2П был снят с вооружения в 1994 году. Двигатели всех ступеней ликвидировались методом огневых испытаний. Все двигатели сохранили свою работоспособность после двадцати лет эксплуатации, хотя изначально гарантийный срок составлял семь лет.

Твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты РТ-2 и РТ-2П были первопроходцами. С их созданием было положено производство серии твердотопливных баллистических ракет, которые по своей эффективности ненамного уступали ракетам с ЖРД, а по эксплуатационным характеристикам существенно их превосходили.