Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

2,6k full reads
4k story viewsUnique page visitors
2,6k read the story to the endThat's 66% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

Милая такая подробность... Красная свастика на белом фоне была опознавательным знаком ВВС независимой Латвии с 1919 года, когда бедный художник и бывший ефрейтор Адольф даже во сне не видел пока будущего Третьего Рейха. И, хотя сам знак этот весьма древний, но все в жизни происходит не просто так, а уж выбор государственных символов - тем более.

Тема эта не является таким уж секретом. Имеется соответствующая литература, которая активно цитируется в Интернете на ресурсах военно-исторической направленности (см. фото ниже), а еще ныне свободные латвийские историки тщательно пересчитали весь свой летающий утиль поштучно. Чем пользовались авторы этих трудов, коллектив канала не в курсе.

Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

Так что мы книжки эту цитировать не будем, а обратимся сразу к документальным источникам, которые начали исследовать в первой части материала, т.е. опять откроем составленный отделом ОКХ "Иностранные армии" 95-страничный отчет "Военно-географический обзор Латвии" в форме оцифровки ЦАМО (ссылка в конце статьи). Рассмотрим сейчас подробно и без всяких идеологических изысков только один раздел этого Отчета - "Люфтваффе", т.е. Военно-воздушные силы. Первые три страницы см. ниже, далее перевод и фото, взятые, увы, из Интернета, т.к. в документе только текст.

Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.
Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.
Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

Сокращенный перевод: Высшее руководство ВВС осуществляет военное министерство. ВВС Латвии являются не самостоятельным видом вооруженных сил, а скорее вспомогательным вооружением Армии и Флота. Подразделения авиации объединены в авиаполк, штаб которого расположен в Риге. Авиационные группы подчиняются командующему военной авиацией. Тактическое применение морской авиации определяется руководством ВМФ.

Авиационный полк подразделяется на

а) Армейскую авиацию (взят близкий по значению термин - прим. автора):

  • две истребительные эскадрильи в Риге;
  • две разведывательные эскадрилья в Риге;
  • разведывательная эскадрилья в Кройцбурге.

б) Морскую авиацию:

  • разведывательная эскадрилья в Либаве;
  • бомбардировочная или скорее торпедоносная эскадрилья в Либаве.

Количество самолетов в каждой эскадрильи от 8 до 12, в среднем считается 10.

Таким образом получается 50 самолетов армейской и 20 морской авиации.

Кроме того, имеется еще одна истребительная и одна разведывательная эскадрилья в корпусе "защитников" или "охранном корпусе", который именуется в Латвии Aizsargi (подробней об этой структуре см. в первой части материала).

Личный состав армейской авиации - 1150 человек (80 офицеров, 120 унтер-офицеров, 950 рядовых), морской - 230 человек (20 офицеров, 30 унтер-офицеров, 180 рядовых).

Из них летный состав:

Армейская авиация - 165 человек (105 пилотов и 60 наблюдателей), морская - 50 человек (30 пилотов и 20 наблюдателей).

Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

Далее подробней остановимся на типах самолетов.

Красная свастика на крыльях. Авиация Латвии в период до 1940 года.

Истребители: 15 Бристоль "Бульдог" и 28 Глостер "Гладиатор" по немецким сведениям. По данным латвийских исследователей "Гладиаторов" закуплено почти в два раза больше (4+9+13+26 = 52 штуки) в 1937-38 годах, так что немецкие данные явно неполные, с другой стороны, отчет датирован 1 сентября 1938 года, так что последняя августовская серия из 26 машин в него могла не попасть полностью.

Bristol Bulldog. Закуплены в Великобритании Латвией в несколько партий из разных серий выпуска в 1929-30 годах. После присоединения к СССР несколько этих машин хранились на складах, едва ли не в сараях, т.к. считались устаревшими. Латвийские источники утверждают, что так они пережили немецкую оккупацию по той же причине (никому не были нужны) и были утилизированы после возвращения советских войск.

Максимальная скорость 335 км/ч Практическая дальность 440 км . Практический потолок 9450 м . Экипаж 1чел. Вооружение - два синхронных пулемета винтовочного калибра.

"Бульдог" на службе RAF. Пригодного для публикации снимка латвийского аналога не нашел, сплошь метки частных коллекций.
"Бульдог" на службе RAF. Пригодного для публикации снимка латвийского аналога не нашел, сплошь метки частных коллекций.
"Бульдог" на службе RAF. Пригодного для публикации снимка латвийского аналога не нашел, сплошь метки частных коллекций.

Возможно, часть бывших латвийских истребителей этого типа в период Великой Отечественной использовали в качестве ложных мишеней для вражеской авиации, такая информация встречается в литературе.

Gloster Gladiator. Этот истребитель встал в строй RAF в 1937 году и успел повоевать с немцами в начальный период Второй мировой, пока его сменили Hurricane и Spitfire.

Максимальная скорость:  у земли  346 км/ч на высоте -  414 км/ч. Практическая дальность 714 км. Скороподъемность 788 м/мин. Практический потолок 10211 м. Экипаж  1 чел. Вооружение - 4 пулемета винтовочного калибра.

В том же 1937 году Латвия направила двух своих летчиков в чине капитана в Великобританию для изучения возможности закупки этих истребителей. Уже в сентябре 1937 года первые 4 "Гладиатора" были доставлены морским путем в Латвию. В октябре Латвия получила 9 "Гладиаторов", которые первоначально заказывали с открытой кабиной (позже дополнительный фрагмент закупался отдельно). В апреле 1938 года пришло 13 самолетов этого типа. В августе 1938 года прибыла самая большая партия - еще 26 таких машин. Это по латвийским данным. Эти самолеты участвовали в авиашоу, как теперь говорят, посвященному вхождению Латвии в состав СССР - латвийские летчики выступали как часть общей программы. Фестиваль состоялся 17 августа 1940 года. Большинство истребителей этого типа в составе уже ВВС СССР не пережили первых ударов Люфтваффе по аэродромам в июне 1941 года. Немногие уцелевшие были захвачены немцами и использовались в качестве буксировщиков планеров до 1943 года.

Латвийский "Гладиатор".
Латвийский "Гладиатор".
Латвийский "Гладиатор".

Разведчики (легкие бомбардировщики):

Avro 504. Эти машины закуплены в Великобритании. Максимальная скорость 153 км/ч . Крейсерская скорость 124 км/ч. Практическая дальность 402 км. Практический потолок, 4875 м. Экипаж 2 чел.  Вооружение:  один пулемет.

В Латвии имелись модификации 504K и 548N, закупленные в основном для организации летной подготовки. С 1936 года эти самолеты поступили также в эскадрилью Aizsargi - военизированной структуры, осуществляющей функции охраны порядка, помощь полиции и проводящей военную подготовку.

Avro 504К RAF.
Avro 504К RAF.
Avro 504К RAF.

SV-5. Это закупленный в Бельгии двухместный биплан смешанной конструкции производства фирмы Stampe-et-Vertongen. К 10 купленным добавились еще 6 самолетов лицензионного выпуска (VEF), отличие от бельгийского варианта заключалось в замене двигателя Armstrong Siddley Serval V на 355-сильный Cheetah IX. После присоединения к СССР самолеты состояли на вооружении 24-й отельной разведывательной эскадрильи. Несколько единиц уже при немцах передали в эстонскую эскадрилью. В марте 1944 в составе Люфтваффе появилась группа ночных штурмовиков - NSGr.12, где служили латышские летчики. Группа имела на вооружении несколько типов самолетов, в том числе и SV-5.

SV-5 Латвии.
SV-5 Латвии.
SV-5 Латвии.

Максимальная скорость 272 км/ч. Крейсерская скорость 226 км/ч . Практическая дальность 480 км . Скороподъемность 476 м/мин. Практический потолок 7500 м. Экипаж, 2 чел.  Вооружение:  два 7.7 мм пулемета Browning , до 8 х 50-килограммовых бомб (400 кг бомбовой нагрузки).

RK.26 Tigerschwalbe. Возможно, закуплен в Швеции, где и выпускался компанией ASJA, с другой стороны, в латвийских источниках такой машины НЕТ. Скорее всего тут имеется в виду побег автора первоначального проекта Антония Рааба из Германии в Латвию в 1933 году. Конструктор прихватил с собой и чертежи, пытаясь их реализовать уже в Латвии, но проекты не были завершены.

В немецком Отчете упомянут популярный в то время разведчик и легкий бомбардировщик Letov S.328, о котором мы уже писали в статье про авиацию Словакии, но латвийские исторические сайты приводят другие данные - на вооружении состоял Letov Smolik S.16, изображение которого Вы видите на заставке. Как дело обстояло в реальности, теперь уже выяснить сложно, но S.16, как минимум, точно в Латвии был, есть его фото, они с пометками частных коллекций, так что публиковать их не будем, но желающие могут посмотреть здесь.

Что за торпедоносец Хейнкеля немцы обнаружили в латвийской морской авиации, автор выяснить не смог.

Указаны также учебные самолеты, которых в реальности было, скорее всего большее разнообразие. Немцы упомянули некий DH, под которым, видимо, подразумевался DE HAVILLAND DH.9A (такие фото есть, машины этого типа летали в Латвии до 1937 года). Весь этот хлам после присоединения к СССР разобрали на запчасти и упаковали в ящики для отправки "куда-то на Восток", как утверждают латвийские источники.

Дополнительно укажем (в цитируемом документе их нет) самолеты, перелетевшие в сентябре 1939 из Польши, т.е. на момент написания Отчета они еще были польскими.

38 (по другим сведениям 36) RWD-8s,
          35( по другим сведениям 33) PWS-26s,
          4 (по другим сведениям 8) Lublin types (R XIII C, R и R XIV),
          2 PZL-11,
          1 RWD-21.

RWD-8 "Rogalski, Wigura and Drzewiecki". Самолет использовался для подготовки пилотов. Латвийские исследователи утверждают, что после присоединения к СССР большинство таких машин было утилизировано, но некоторые продолжали летать уже с красными звездами,
RWD-8 "Rogalski, Wigura and Drzewiecki". Самолет использовался для подготовки пилотов. Латвийские исследователи утверждают, что после присоединения к СССР большинство таких машин было утилизировано, но некоторые продолжали летать уже с красными звездами,
RWD-8 "Rogalski, Wigura and Drzewiecki". Самолет использовался для подготовки пилотов. Латвийские исследователи утверждают, что после присоединения к СССР большинство таких машин было утилизировано, но некоторые продолжали летать уже с красными звездами,

Конечно, Отчет писали военные специалисты другого государства и использовать его в качестве справочника, наверное, не стоит. Но учтем, что писали его аккуратные немцы и не для авиационного журнала, а для сведения своего Oberkommando des Heeres - Верховного командования сухопутных сил. Так что в чем-то он вполне может быть достоверней современных изысков латвийских историков, готовых без конца рисовать трагическими красками безмерное величие своей скороспелой державы, предательски порушенное "советской оккупацией".