17,1K subscribers

Куда пропали предшественники "Газели" - AVIA, Nysa, Zuk

3,4K full reads
Куда пропали предшественники "Газели" - AVIA, Nysa, Zuk

Главный коммерческий автомобиль России - нижегородская «Газель» появилась на свет в 1994-ом. В связи с этим в народе распространены два стереотипа. Первый, что нашу «Газель» срисовали с Ford Transit 1986 года. А второй, что название «Газель» состоит из двух частей – ГАЗ и Ельцин. С ГАЗом, все понятно, это Горьковский автозавод, ну а Ельцин тогда в 1994 года сломал непокорный Верховный Совет и укрепил президентскую ветвь власти.

«Газель» в варианте «Бизнес», Next сегодня стала символом успеха российского автопрома, который смог создать пользующуюся высоким спросом модель, ставшую популярной у компаний малого и среднего бизнеса, как для коммерческих перевозок, так и пассажирских. Примечателен этот успех. А ранее, в СССР эту нишу занимали представители автопрома стран Восточной Европы.

Советский ЕрАЗ-762
Советский ЕрАЗ-762

Дело в том, что отечественная промышленность не смогла обеспечить предприятия перевозчиков ни коммерческими малотоннажными фургончиками, ни аналогами маршруток. Получилось так, что выпуск этих автомобилей был доверен небольшим по мощности предприятиям – Ереванскому автозаводу (ЕрАЗ) и Рижской автомобильной фабрике (РАФ), расположенной в городке Елгава под Ригой. Первый на базе ГАЗ-21 выпускал фургоны грузоподъемностью до 1 тонны, а второе маршрутки и кареты скорой помощи, но уже на более поздней ГАЗ-24. А образовавшийся дефицит закрывали поставками из так называемых братских социалистических стран – Польши и Чехословакии.

И тут есть повод вспомнить два польских автомобиля – «Ныса» и «Жук».

Польский автомобиль "Ныса"
Польский автомобиль "Ныса"

Ныса – это городок на юго-западе Польши, где расположен сборочный завод. Собственно автомобиль появился в конце 50-ых годов, но наибольший расцвет производства пришёлся на середину 70-х годов. Неприхотливые и надёжные машины экспортировались во многие страны мира. Но среди импортеров преобладали соцстраны – СССР, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Куба,  Вьетнам. Поставлялись эти автомобили и в капиталистические и развивающиеся страны -  Финляндию, Турцию, ряд африканских и азиатских стран Камбоджу, Гану и т.д. Но как водится, все же главным покупателем был СССР. В период 1967-77 гг. в СССР было поставлено более 50 тысяч машин этой марки. Примечательно, что сначала на этот грузопассажирский автомобиль устанавливали бензиновый силовой агрегат от легкового автомобиля «Победа» М-20, затем перешли на польский 70-сильный верхнеклапанный двигатель S21. Дело в том, что в Польской Народной Республике по советской лицензии выпускали автомобиль «Варшава», несколько измененный автомобиль «Победа», на базе которого и была создана «Ныса». К нам в страну в основном поставляли 8-местный микроавтобус. Но были и фургоны и грузопассажирские версии.

"Жук" из Люблина
"Жук" из Люблина

А вот в качестве фургона использовали другую марку польского автопрома – «Жук» ( Żuk) из Люблина. Начало истории «Жука» восходит к 1959 году, когда началось производство цельнометаллического пикапа «Жук А0З» с колёсной базой 2700 мм и грузоподъёмностью 900 кг, оснащённого двигателем М20 и трансмиссией автомобиля Варшава (ГАЗ-М-20 «Победа»). В 1975 г. появилась модификация «В», оснащённая 70-сильным верхнеклапанным мотором «S21». Грузовички пользовались популярностью в Польше, СССР и других социалистических странах. Поставки автомобилей этой марки в СССР начались в 1968 году и продолжались фактически до распада СЭВа. В СССР поставлялись бортовой грузовой автомобиль, цельнометаллический фургон, грузопассажирский фургон. Сегодня предприятие в Люблине не работает с 2007 года. Завод, ранее выпускавший Nysa был куплен корейским автопроизводителем Daewoo. Затем после банкротства его приобрела группа Intrall, сделавшая ставку на коммерческий автомобиль Lublin. Но дальнейшая судьба активов этой компании печальна.

Куда пропали предшественники "Газели" - AVIA, Nysa, Zuk

А в качестве основного предшественника «Газели» стоило бы упомянуть и чешский автомобиль AVIA. Почему вдруг у автотехники такое авиационное название? Да все просто, на пражском заводе ранее выпускали самолеты. В 1967 году на этом авиазаводе по лицензии французской фирмы Saviem было запущено производство фургонов. Причем они отличались от своих польских аналогов более высокой грузоподъемность. Автомобили AVIA трех семейств А15-А30 имели грузоподъемность от  1,5 до 3 тонн. От польских и советских аналогов было еще одно отличие. Если те оснащались бензиновыми моторами, то на AVIA устанавливался 72-сильный тяговитый дизельный мотор. В Советский Союз за двенадцать лет поставок было экспортировано 40 тысяч машин, в основном  цельнометаллических двухтонной модификации, известными у нас как А21.

Трехтонник AVIA А31 с термонадстройкой
Трехтонник AVIA А31 с термонадстройкой

После распада СССР и схлопнувшегося рынка сбыта, на завод AVIA положил глаз корейский автоконцерн Daewoo. Всю гамму выпускаемых коммерческих автомобилей переименовали, а грузоподъемность увеличили до десяти тонн. Но Daewoo впоследствии обанкротилась, и в 2006 году появились новые владельцы — индийский концерн Ashok Leyland, который перенес сборку в Индию. В 2016 году права на Avia выкупила чешская группа промышленников и вернула сборку на свой завод в Чехии. Но не прошло и года, как завод вновь был остановлен, и марки не стало.

Как ушли в небытие советский ЕрАЗ и РАФ, так и польские Nysa и Żuk. Вот такая печальная судьба у  предшественников «Газелей». Хочется надеется, что у отечественного коммерческого автомобиля будет счастливая и долгая судьба.

источник