16 435 subscribers

Почему Россия осталась без Škoda

1,3k full reads
Почему Россия осталась без Škoda
Почему Россия осталась без Škoda

Сегодня речь пойдет не о хорошо известных легковых автомобилях чешской марки, а о несколько другом. Все дело в том, что еще недавно это имя носили не только легковые автомобили, но и автобусы, троллейбусы и даже грузовики.

О грузовиках, которые получили впоследствии имя LIAZ, наш канал рассказывал здесь. Этот материал вызвал живой отклик тех водителей, которые когда работали на дальнобое на этих автомобилях. Но сегодня мы расскажем о другой Škoda.

После присоединения Крыма в 2014 году в его троллейбусном парке остались от Украины старые троллейбусы Škoda. Примечательно, что в РСФСР, как тогда называлась Российская Федерация, троллейбусы такой марки не поставлялись и в городах России днем с огнем не сыщешь троллейбусов марки Škoda.

Главным поставщиком «рогатого» транспорта в российские города был Завод имени Урицкого (ЗИУ), расположенный в г. Энгельсе Саратовской области. Предприятие  в те годы выпускало модель троллейбуса ЗИУ-9, затем ее модернизированную версию ЗИУ-682.

Троллейбус Skoda 9Tr на площади Ушакова в Севастополе (фото 1975 г.)
Троллейбус Skoda 9Tr на площади Ушакова в Севастополе (фото 1975 г.)

А вот в союзных республиках, столицы и другие нестоличные города которых имели троллейбусное сообщение, комплектовали свои парки троллейбусами, поставляемыми из Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). Таково было плановое распределение подвижного состава.

Дело в том, что во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева начался интересные процесс – бурное развитие троллейбусного движения в городах страны. На новый вид транспорта возлагали большие надежды. Ведь в отличие от трамвая троллейбус был более маневренен, для него не надо было строить отдельные от проезжей части рельсовые пути и т.п. Несмотря на контактную сеть выходило многим дешевле.

Троллейбус Skoda 9 Tr на маршруте в Крыму
Троллейбус Skoda 9 Tr на маршруте в Крыму

Итак, емкий рынок нашей страны, состоящей из 15 союзных республик и более сотни троллейбусных городов, разделили между советским производителем ЗИУ и чешской Škoda.

А теперь ответим на вопрос, как в Россию попали чешские троллейбусы? Ведь распределительная  система плановой советской экономики не давала сбоев.

Модель Skoda 9Tr выпускалась с 1961 по 1982 год чехословацким предприятием "Шкода-Остров".

Если за все время из ЧССР в Советский Союз было поставлено более 5000 троллейбусов этой модели, то только в Украинскую ССР количество поставленных чехословацких троллейбусов составило более 3000 штук. Естественно, Крымский полуостров находящийся в составе этой союзной республики по разнарядкам и фондам получал модели Škoda.

Все просто. Кроме того, здесь располагался уникальный междугородний троллейбусный маршрут Симферополь-Ялта, проложенный по фактически горной трассе. Тут пару слов надо сказать об этом маршруте.

Самый протяженный троллейбусный маршрут в мире
Самый протяженный троллейбусный маршрут в мире

Его открыли в 1959 году, протяженностью 96 км, он является достопримечательностью Крыма. Это был первый пример заботы об экологии — задолго до нынешней всемирной увлеченности и эскапад шведского подростка Греты Тунберг. Ведь Крым всегда был главной советской здравницей, и троллейбусы не загрязняли его уникальный воздух.

Сегодня на этой трассе установлен памятник крымскому троллейбусу в виде модели Škoda 9Tr на Ангарском перевале в 2012 году. А через четыре года, когда Крым был уже в составе РФ все модели, работающие на этой междугородней трассе, были списаны. Правда, по сведениям крымчан, их не порезали на металлолом. Они все стоят в отстое.

Почему Россия осталась без Škoda
Почему Россия осталась без Škoda

Но самым большим долгожителем оказался троллейбус Škoda 9Tr, который трудился на маршрутной сети Симферополя и был списан в 2018 году. Это был последний экземпляр который трудился на территории Российской Федерации.

Несведущий читатель спросит: ну и что это за легендарный троллейбус?

Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Это было связано с советской системой оплаты проезда — пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор, и выходят через переднюю. В СССР поставлялось небольшое количество трёхдверных машин, но на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта, у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места. Škoda 9Tr была довольно комфортабельной машиной за счёт полумягких сидений и отопления салона, по данному критерию  превосходила отечественные модели. Например, в отечественных ЗИУ-9 даже в небольшой мороз было очень холодно. Чего не скажешь о Škoda 9Tr, хотя они поставлялись в республики с более мягким климатом.

Время подтвердило, что Škoda 9Tr оказалась весьма надёжной машиной — некоторые экземпляры отработали более 40 (!!!) лет.

Троллейбус Skoda 14Tr основной вид транспорта в Вильнюсе
Троллейбус Skoda 14Tr основной вид транспорта в Вильнюсе

Но еще в начале 80-ых годов прошлого века троллейбус модернизировали и по желанию заказчика сделали ее трехдверной. Так появилась модернизированная версия  Škoda 14Tr. Машины отличались более современным угловатым дизайном.  Эти троллейбусы в 1982-83 гг сначала начали поступать в города Прибалтики – Вильнюс и Ригу, а затем и в другие союзные республики – Грузию, Эстонию и в города Украины.

Например, в 600-тысячном Вильнюсе эти троллейбусы были основным видом общественного транспорта. Они удачно вписывались в узкие улицы центра средневекового города, они осваивали мощные пассажиропотоки республиканского центра из спальных микрорайонов.

На узких улицах старого Вильнюса
На узких улицах старого Вильнюса

Любопытно, что система управления троллейбуса данной модели была ТИСУ (тиристорно-импульсной системой управления). Она издавала такой подзавывающий звук, поэтому злые языки назвали эту модель «музыкальной». Но, комфорт все же этого троллейбуса был на уровне – полумягкие сидения, эффективная система отопления и т.д. То есть все лучшее перешло с предшественника на новую машину.

Троллейбус в Вильнюсе имеет малые интервалы движения
Троллейбус в Вильнюсе имеет малые интервалы движения

Изготовлено этих троллейбусов было всего более 3 800 штук, а в поставках в СССР из ЧССР большая часть опять же пришлась в города Украины. В том числе эти троллейбусы попали и в крымские депо. Но самое интересное, именно эта модель чешского троллейбуса была куплена в Сан-Франциско и Дейтон в США. Страну, где троллейбус не практикуется.

В Россию в 90-ые и нулевые годы в условиях дефицита средств в тощих муниципальных бюджетах ряд городов брали подержанные машины. Так, в 2000 году Ростов-на-Дону взял партию выводимых из эксплуатации из чешского города Брно Škoda 14Tr. Это были вынужденные меры.

Что же касается Крымского троллейбуса, то там в 2017-2020 гг произошла массовая омологация троллейбусного парка. Чешские троллейбусы были заменены на российские модели – троллейбусы «Мегаполис» энгельсского производства и вологодские «Авангарды». Вот такая история чешских троллейбусов Skoda на просторах бывшего СССР и России.

источник

использованы фото с сайта stts.mosfont