Поможет ли ВТО снизить цены на автомобили

19 August 2019

Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию (ВТО) привело к снижению таможенных пошлин и установлению новых правил игры на отечественном авторынке. Как это повлияет на ценник в автосалонах и автобарахолках страны. 

Российская Федерация целых два десятилетия стремилась попасть во Всемирную Торговую организацию. Это случилось в 2012 году после сложных и трудных переговоров. Примечательно, что автомобильный сектор и авиация оказались теми двумя темами, для которых федеральные чиновники, ведущие переговоры с нашей стороны, выторговывали особые условия. Поскольку если эти отрасли попадут под либеральные правила ВТО, то страна может лишиться этих двух важных секторов экономики.

 Напомним, что для отечественного автопрома переговорщики выторговали особый переходный период, в течение нескольких лет, считай с 2012 по 2019 гг, во время которого сохранялся режим так называемой «промсборки» и повышенные таможенные пошлины на импортируемые автомобили. Но все когда-то заканчивается, и данный переходный период также подошел к концу.

 Российская Федерация в последний раз снизит ввозные таможенные пошлины на импортные автомобили в рамках договоренностей с ВТО с 1 сентября 2019 года.

Сейчас ввозные пошлины составляют на новые легковые автомобили 17%, а на подержанные – 22%. Однако через несколько дней, а точнее с 1 сентября с.г. они составят, как рассказали в Минэкономразвития РФ, на новые автомобили - 15%, а на автомобили с пробегом – 17%. Впрочем, также будет минимальным снижение ставки из расчета на 1 куб.см объема двигателя. В среднем такая ставка снизится на 0,05 евро за 1 куб.см объема двигателя для новых автомобилей и на 0,06 евро за 1 куб.см объема двигателей для подержанных автомобилей.

Данное снижение затронет только легковые автомобили. Для грузовиков аналогичные снижение пошлин были проведены до 2018 года. И в настоящее время для грузовой техники установлены пошлины в размерах 0-15%.

Напомним, что целью создания ВТО является устранения «избыточных» таможенных барьеров между странами. Это должно способствовать формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. Но на практике во многих странах из-за снятия таможенных барьеров «гибнут» целые отрасли, население лишается рабочих мест, а импорт замещает локальное производство. В результате «бедные» страны становятся беднее, а в выигрыше остаются наиболее развитые страны и их местные транснациональные компании. Поэтому дальновидные политики и экономисты придумывают ряд мер защиты от правил ВТО. В частности, Китай перед вступлением в ВТО имел 100% пошлины на ввоз иномарок. И за свой переходный период сумел создать крупнейший в мире автопром и крупнейший в мире автомобильный рынок.

Но вернемся на российский авторынок. У нас пошлины были более щадящие. В 2012 году в России впервые были серьезно опущены заградительные таможенные барьеры, введенные как защита национальных автопроизводителей в период кризиса в 2009 году: с 30% до 25% - на новые автомобили в возрасте до семи лет и с 35% до 25% - на подержанные. Также пошлины снижались в 2017 и 2018 годах.

На тот момент (2012 год) доля импорта в продажах автомобилей составляла 48%, сейчас этот показатель не превышает 15%.

Таким образом, Российской Федерации все же удалось создать местный автопром с суммарной мощностью 3,56 млн автомобилей в год. (Учитывая ввод в строй тульского предприятия «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» и «Мерседес-Бенц» суммарные мощности подошли к 3,7-миллионной отметке). Но главная опасность для него - вал б/у иномарок.

Снижение таможенных пошлин не настолько существенное, чтобы возродился автобизнес по ввозу подержанных автомобилей. Никто не отменял акциз, утилизационный сбор, поэтому существенно на авторынок это не повлияет. Так считают эксперты.

Кончено, импортеры немного выиграют от снижения ставок, но точно не стоит ожидать снижения цен на эту процентную величину, в России никогда цены не понижаются.

Тем не менее, предыдущее снижение таможенных пошлин привело к некоторому росту импорта автомобилей. В прошлом 2018 году было импортировано около 300 тыс. иномарок (новых и подержанных), что на 9,5% выше, чем в 2017 году. По всей видимости, на этот рост оказал фактор восстановления авторынка в прошлом году, когда в целом продажи новых авто увеличились на 12,8%.

В Минпромторге, ответственном за автомобильный сектор экономики, не ожидают, что поток подержанных автомобилей после снижения таможенных ставок может значительно снизить вероятность покупки новой машины, что как следствие ударит по автопрому.

Несмотря на снижение пошлин, таможенные барьеры остаются довольно серьезными, помимо таможенного сбора юридические лица при ввозе автомобиля уплачивают акциз и НДС. С 2012 года юридические и физические лица (независимо от возраста и пробега авто) при импорте машин обязаны уплатить утилизационный сбор, существенно проиндексированный в 2017 году. Напомним, что утилизационный сбор на новые автомобили с объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб.см увеличился в два раза (с 44,2 тыс. рублей до 84 тыс. рублей), на автомобили объемом двигателя свыше 2000 куб.см, но не более 3000 куб.см — на 50 % (с 84 тыс. рублей до 126 тыс. рублей), на автомобили полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т — на 51 % (с 198 тыс. рублей до 300 тыс. рублей).

 Между тем, снижение таможенных пошлин на легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания не коснется электромобилей. Несмотря на включение этого вида транспорта в приоритетные направления по внедрению в автопроме, поддерживать импорт электромобилей правительство не намерено, хотя готово просубсидировать серийный электромобиль отечественного производства (таких пока нет). Как отмечают в Минпромторге, пошлина на электромобили в настоящий момент и так находится на минимальном уровне – 15%. 

источник