Прощай, КРАЗ!

Cтроительный самосвал КРАЗ-256 был легендой, без которого не обходилась ни одна крупная стройка на территории экс-СССР. По всей видимости, эта марка украинских автомобилей уйдет в историю. 

Недавно мы рассказали, что прекратил свое существование легендарный Львовский автобусный завод (марка ЛАЗ). И вот из Украины пришло новое сообщение. Еще один автомобильный завод бывшего советского автопрома поплатится за долги.

 Кредиторы забирают ключевые активы Кременчугского автозавода. Украинский «Ощадбанк» получил акции пяти предприятий, принадлежащих ПАО «АвтоКрАЗ», за долги на общую сумму 899,4 миллиона гривен (это 2,3 миллиарда российский рублей или $35,6 миллиона долларов). Отмечается, что Северный апелляционный хозсуд отказался удовлетворить апелляционную жалобу ПАО «АвтоКрАЗ», оставив без изменений решение Хозяйственного суда Киева, которым был удовлетворен иск «Ощадбанка».

Госбанк за долги Кременчугского автозавода взыскал акции поставщиков-смежников ПАО «Полтавский автоагрегатный завод», ПАО «Токмакский кузнечно-штамповочный завод», ПАО «Херсонский завод карданных валов», ПАО «Симферопольский завод авторулей» и ПАО «Каменец-Подольскавтоагрегат».

Все перечисленные предприятия являются участниками производственной цепочки и кооперации по выпуску грузовиков. Прекращение работы одного из этих заводов может остановить головное производство. При этом украинскому Госбанку разрешается продать все эти активы, а новые собственники смогут сменить профиль или вообще закрыть перечисленные компании. Более того, вскоре КрАЗ накроет новая волна проблем: ранее полиция завела дело из-за долгов перед Минобороны.

Отметим, что из всех автозаводов по производству грузовой техники из СССР меньше всего повезло именно Кременчугскому предприятию.

Его технический уровень даже в рамках закрытой для конкуренции экономики социалистического лагеря вызывал нарекания, и был несопоставим с чешскими грузовиками Татра. А на строительство такой масштабной стройки как Байкало-Амурская магистраль, правительство СССР решило закупить огромную партию самосвалов Magirus-Deutz из ФРГ, явно в ущерб КРАЗу.

Самосвалы КРАЗ были даже участниками многих советских фильмов. Достаточно вспомнить «Мимино», где одним из героев популярной комедии Георгия Данелии, наряду с актером Фрунзиком Мкртчаном, сыгравшего роль шофера, стал самосвал КРАЗ-256Б. 

После распада СССР Кременчугский автозавод фактически лишился рынка сбыта в России. Предпринимались робкие попытки вернуться на него, но они не принесли успеха. Нишу заняли китайцы. Кроме того, на КРАЗе были предприняты попытки сборки грузовиков с кабиной позапрошлого поколения грузовиков Renault.

В целом предприятие еле-еле держалось на плаву, выпуская продукцию и для строителей и для Минобороны Украины. А сегодня выпуск может прекратиться по причине финансовых проблем и перехода собственности.

источник