Все автосервисы будут «пойманы» в сеть

Сегодня на рынке обслуживания автомобилей все больше автосервисов присоединяются к федеральным и локальным сетям.

Автолюбитель видит, как меняются вывески у автомастерских. FITService и Вилгуд, Заботливый сервис и Реактор, Фильтр и "7 ключей" и много других знакомых и не очень названий сетевых объединений.

Это объективный процесс и один из наиболее четких трендов современного рынка послепродажного обслуживания автомобилей. Доля автосервисов, включенных в ту или иную сеть в той или иной стране, — критерий, важный для оценки развития сферы послегарантийного обслуживания автомобилей.

Эту тему изучили во время проведения исследования рынка автосервиса специалисты GiPA. Они распределили европейские страны по степени включенности автосервисов в те или иные сетевые структуры.

В результате получилась следующая картина. Так, к категории наиболее структурированных рынков относятся Германия, Франция, Италия. К числу менее структурированных стран относятся Нидерланды, Испания и Польша. А Португалия, Россия, Бельгия и даже Великобритания относятся к числу стран, где автосервисные станции мало структурированы и менее «вхожи» в различные сетевые объединения.

В Германии около 51% независимых автосервисов (то есть свыше 10 тысяч точек обслуживания) состоят в сетях. Для сравнения: в России насчитывается вообще всего 12,5 тыс. независимых СТО.

И это при том, что парк автомобилей в России приближается по своей емкости к автопаркам Германии и Франции. То есть, если бы не российская особенность выполнять ремонт самостоятельно, то в стране наблюдалась бы жесткая нехватка сервисных центров. Однако в нашей стране это компенсируется солидным, по сравнению с Европой, количеством магазинов автозапчастей.

Российский рынок относительно недавно вступил на путь структурирования, и сети независимых СТО у нас в стране только начали формировать. Этот процесс идет весьма активно и вероятно, вскоре и российский рынок послепродажного обслуживания выйдет на высокий уровень организованности. Для этого в России имеется весьма большой потенциал.

По оценкам «GiPA Россия», на территории страны вполне могут сосуществовать, успешно конкурировать и продуктивно работать 5-7 крупных федеральных сетей, которые могут объединять в себе по 300-500 или даже по 1000 точек обслуживания автомобилей. Российский рынок в среднесрочной перспективе – в горизонте 3-5 лет — мог бы выйти на уровень 30-40-процентной включенности СТО в разнообразные сетевые структуры. При этом, как считают в «GiPA Россия», в стране будет сохраняться весьма значительная доля крупных независимых автосервисов.

«По нашей оценке, в России пределы количества точек обслуживания, относящихся к сетям, будет приближаться к цифрам Германии и Франции. Но этому сначала будет предшествовать активный рост рынка – до 25%. По этому прогнозу, на все сети будет приходиться порядка 3000 сервисов, после чего рост замедлится в силу очень многих причин. В перспективе 3­5 лет доля может дойти до 30% и даже до 40%, в особенности если появятся другие, солидные участники. В России развитие сетей сервисов уже происходит и будет происходить дальше. И уже в ближайшее время такие сети будут играть очень большую роль в дистрибуции запчастей, а также в сфере обслуживания автомобилей, что может значительно изменить независимый рынок автокомпонентов в целом», - отметил Александр Груздев генеральный директор «GiPA Россия».

источник