Депутат и электричество

29.03.2018

Был такой юморист Ян Арлазоров (покинул он нас несколько лет назад), у него была такая что ли интермедия: «Вот ты меня спрашиваешь — честная ли я, хорошая ли я? Да откуда я знаю! Ты поставь меня распределять квартиры, машины, тогда и узнаем».

Мы привычно ругаем депутатов и всяких разных чиновников Российской Федерации (и ведь есть за что), а тут оп! — высокопоставленная тётечка в нашу службу решила обратиться.

У нас на сайте с момента его основания действует принцип анонимности заказчиков. Мы можем говорить про них любые гадости или восхваления, но конкретные фамилии, имена и отчества мы не называем. Фамилия, имя и отчество депутата также останется в тайне. Единственное — скажем, что данная женщина занимала не последние посты в экономическом блоке, т. е. как бы пыталась рулить экономикой РФ. Тем не менее, человек, формально входящий в первый десяток-другой государственных управленцев, не может добиться, чтобы местная управляющая компания оперативно решила ему проблемы с электричеством, да и вообще не очень хорошо представляет себе, куда нужно звонить в подобных случаях. Это ещё к вопросу о том, в какой заднице находится управление жилищно-коммунальным хозяйством России.

Но нет худа без добра. Для частного электрика (или для малого электротехнического бизнеса) это поле для деятельности, поле для заработка. Не случайно привёл я сначала слова Яна Арлазорова. Вот вопрос — существует ли в нашем человеке, даже в таком условно независимом, как малый частный предприниматель, какой-то трепет перед важными людьми или перед руководством? Существует! Давайте не будем врать друг другу — существует!

Правда в нашем случае — опять же не будем врать — возник некий азарт.

Во-первых, реальный интерес. Не каждый день такие люди звонят! С политического Олимпа!

Во-вторых, если они и звонят (правда, чаще звонят их помощники), то с какой-нибудь ерундой, с какими-то глупыми претензиями, как звонил посланник одного депутата, любителя храмов, или помощники разных депутатов из самой либеральной фракции (об этом тут тоже есть, на этом сайте).

Здесь же звонил человек с конкретной проблемой, поэтому у нас мгновенно сформировалось рабочее отношение к этой ситуации. Если сформулировать его «в трёх словах», это будет звучать так: «Мы относимся к этому депутату, как к обычному (рядовому) заказчику, делаем всё как обычному заказчику». Сроки прибытия те же, т. е. максимально быстрые, качество тоже максимальное. Деньги тоже максимальные (гы-гы, шутка!), но не то, чтобы максимальные, а согласно прейскуранту — никаких необоснованных скидок, никаких поблажек.

Если данный депутат обратится вторично, по какому-то другому вопросу, тогда да, более лояльное ценообразование возможно (в частности, у нас существуют дисконтные карты), а здесь — нет.

В-третьих, возникает ещё одна мотивация — хочется не ударить в грязь лицом, показать, что своё дело мы знаем. Конечно, любому нормальному заказчику стоит это показывать, но тут мотивация взлетела на пик. Мол, дивитесь, депутаты — сколько бы вы Россию не убивали, она жива и жить будет, и ещё отправит вас народ в те не столь отдалённые места, где вам самое место!

Азарт азартом, а все мастера заняты. Пришлось вытаскивать исполнителя из глубоко резерва… Ситуация была даже ещё грустнее — пришлось «выгонять» на заявку электрика, который только-только начал у нас работать (был принят в службу по протекции в виде исключения), да ещё и не его смена была. Непроверенный спец выполнил работу не лучшим образом (забегая вперёд, отметим, что этот человек в службе не прижился и впоследствии был с треском уволен, так что если вдруг наступит гарантийный случай, отдуваться за него придётся другому нашему электрику)…

Формально всё сделано правильно — острую проблему снял, но наша служба последовательно выступает за замену нулевых шин на электротехнические сжимы. Он же использовал старую, подгоревшую шину, и есть опасения, что через несколько лет проблема возникнет вновь.

Что касается фотофиксации (это у нас обязательное требование по отношению ко всем мастерам-исполнителям), он тоже частично её запорол. Депутатка ещё попросила отремонтировать бра. Как (насколько хорошо или плохо) отремонтировано бра, мы так и не узнали (этот эпизод в фотоотчёте отсутствовал)…

Что ещё хотелось бы отметить в этой ситуации? Трудно на основании поверхностного знакомства делать выводы о личностных качествах человека. Есть лица, которые сохраняют умение общаться с простыми людьми нормально, без всяких понтов — в данном случае так оно и было, т. е. никакой «депутатской важности» мы не почувствовали. Это хорошо. Это безусловно украшает нашего непростого заказчика.

С другой стороны, люди, у которых внезапно прекратилось электроснабжение или что-то заискрило в щите, могут демонстрировать диаметрально противоположные реакции. У одних резко обнажается вся личностная гниль, а другие становятся чрезмерно покладистыми. Возможно, здесь мы имели дело со вторым (более распространённым) вариантом, и посему были лишены возможности соприкоснуться с настоящими (истинными) личными качествами депутата.

В любом случае, опыт был интересный. Несмотря на ряд издержек, можно утверждать, что опыт был полезным.

Кое-какие люди, узнав об этом эпизоде нашей деятельности, включили режим учителя: «Надо было установить связи! Надо было с депутаткой более глубокое знакомство завести»! Ага, всегда интересно слушать советы и наблюдать благие намерения…

Понимаете, на публичных людей постоянно оказывается какое-то давление. От них всё время требуют внимания. Какого хрена просто электрик должен заводить какие-то глубокие контакты?! Я ещё понимаю, если бы туда поехал руководитель службы — возможно, тогда был бы повод обсудить проблемы ЖКХ Санкт-Петербурга и даже наметить какое-то потенциальное взаимодействие. Но когда работает рядовой электрик,  говорить не о чем! Что скажет электрик — «Уважаемый депутат, позвоните, пожалуйста, нашему руководителю или позвольте ему обратиться к Вам»? Это же смешно!

Вы можете сказать, что согласно некоторым принципам обслуживания VIP-заказчиков (которые мы рассматриваем в мастер-группе), в таком случае руководитель должен был всё бросить и поехать на заявку сам. Можно признать справедливость этого тезиса, однако руководитель был занят в это время другими переговорами. Всех денег не заработаешь, со всеми депутатами контактов не установишь! Потом, ещё раз повторю, хорошая эта потенциальная связь или плохая, кто его знает?

Отсутствие электричества может сделать депутата хорошим, а вот когда электричество появится, ещё неизвестно, как он будет себя вести. Заигрывать с властью не стоит. Дальше разговоров о помощи малому бизнесу (на фоне фактического его удушения) в последние пару десятков лет процесс не продвинулся. Кроме того, чиновники обладают феноменальным свойством — портить и опошлять всё, к чему прикоснутся. Если Вы думаете, что я сгущаю краски, просто посмотрите вокруг. И розовые очки при этом не забудьте снять!