Голос без энтузиазма или Интонация халявщика

Сегодня в диспетчерскую позвонил мужчина, судя по всему, не такой уж молодой. Хотя чем старше Вы становитесь, тем менее охотно называете людей старыми, и тем более молодыми кажутся все вокруг. Тем не менее, похоже, что это был пенсионер. Мы иногда называем таких людей пенсионерами брежневского призыва или пенсионерами с брежневской психологией. Это люди, которые считают, что их Родина обидела, и все им почему-то что-то должны.

Итак, человек звонит и говорит: «Вот мне бы аварийку вызвать, у меня электричество пропало в квартире».

Диспетчер привычно уточняет — именно в квартире или в подъезде, или во всём доме или как?

Тот говорит: «Нет, нет, только в квартире. Я даже немножко понимаю… Я ковырялся, ковырялся — у меня автомат сгорел, такой, знаете, круглый».

Диспетчер, естественно уточнил, что это — автомат или всё-таки пакетный выключатель? Выяснилось, что пакетный выключатель. Пакетный выключатель при прочих равных условиях менять сложнее, чем автомат, по ряду причин.

Во-первых, геометрия современного автомата и пакетного выключателя существенно отличается, приходится провода перезачищать, подтягивать. При этом иногда возникают дополнительные трудности, а именно: осыпающаяся изоляция, необходимость не нарушать шлейф, если магистральный провод ответвляется от стояка и т. д. и т. п.

Во-вторых, следует учитывать, что контакты пакетных выключателей коммутируются по диагонали, а в современном двухполюсном автоматическом выключателе напрямую — в том смысле, что входящий контакт находится под выходящим — чётко, один под другим. Бывает и наоборот, когда входящий контакт находится над выходящим — в зависимости от того, в каких условиях подключается автомат, но это уже нюансы.

Диспетчер напомнил, что услуги электрика нашей службы стоят денежек, и озвучил на эту аварию ценовой прогноз в три с половиной условных тугрика.

Если речь идёт о замене пакетного выключателя, обычно прогноз строится между 3 и 4 тугриками. 3 тугрика при замене пакетника – цена очень условная, можно сказать, завлекающая. В реале при замене пакетного выключателя на современный автомат всегда есть заморочки, так что цены меньше трёх с половиной условных тугриков практически не бывает. Иногда возникают очень сложные ситуации, и тогда мы подтягиваем цену уже к 4 тугрикам.

Когда диспетчер произносил слова о трёх с половиной тугриках, у него возникло чувство, что на том конце телефонной связи у пенсионера вытягивается лицо. Мужчина переспросил цифру с выраженной недоумённой интонацией.

Диспетчер ему заметил: «У Вас энтузиазм в голосе как-то поубавился».

Он сказал: «Да, это всё-таки дорого».

Тогда диспетчер спросил: «А сколько Вам кажется приемлемым?»

На что пенсионер ответил, что он сам не знает, но он ещё позвонит, подумает. К тому же его не устроило 40-50 минут ожидания. Формально не устроило! Кажется, мы нечто подобное совсем недавно (буквально несколько минут назад) слышали.

А теперь переведём диалог с дипломатического на русский. Данный «товарищ» ищет бесплатно, из-за этого он и не знает, какая сумма для него приемлема. Если бы он был готов честно заплатить, он бы либо назвал сумму из своей головы, либо в результате предварительного анализа уровня цен в фирмах, бригадах и у частных электриков. Мы не стремимся завлекать заказчиков низкой ценой и держим цены несколько выше средних, ориентируясь на средний сегмент рынка (о сегментации рынка и её ощутимой пользе для малого электротехнического бизнеса мы будем подробно говорить в мастер-группе).

Соответственно, если такой человек обещает перезвонить, обещанию верить не нужно. Ни в коем случае не стоит из-за него откладывать какие-то заказы. Более того, если пойдёт параллельный звонок, рекомендуем переключатся на него… С этим человеком Вы успеете договорить — его полное «незнание» приемлемой стоимости услуг электрика свидетельствует о том, что он Вам заплатит только в крайнем случае.

И ладно бы человек рассматривал этот вопрос со своей принципиальной позиции — допустим, были бы у него твёрдые убеждения, что услуги аварийного электрика имеют социальное значение и должны населению предоставляется бесплатно. Тогда где борьба с администрацией?! Знание телефонов управляющих компаний и мониторингового центра? Опять двадцать пять — и крестик не снял, и трусы не надел. В головах таких людей часто присутствует мысль: «Вот гады, наживаются на чужом горе!». Поэтому объективной оценки Вашего труда от таких субъектов не ждите. Делаете как Вам удобно, Вы этим пенсионерам брежневского призыва ничем не обязаны. И мы тоже.