Синдром прапора

Выполнил задачу быстро и качественно? Ждёшь премии или хотя бы благодарности? Не расслабляйся! Синдром прапора никто не отменял.

В некоторых заказчиках живёт армейский прапорщик. Он так и норовит загрузить подрядчика дополнительной работой за те же (первоначально оговоренные) деньги.

Синдром может иметь различные внешние проявления — от вежливо-слащавых до нарочито наглых и циничных.

Вариацией проявления синдрома может выступать исходящее от заказчика предложение (с точки зрения традиционной рыночной терминологии правильнее было бы назвать подобные предложения спросом) сделать что-то ещё за дополнительную денежку, но очень мизерную. Бывает, что электрик, приняв предложение, сначала работает 0,5–1 ч за 2–3 условных тугрика, а потом ещё 2–4 ч за 0,1–0,5 условных тугриков.  Экскурс в этот нюанс содержится в статье «Ну и что, что платная?», однако там рассмотрен (рассмотрен вскользь) ещё достаточно мягкий вариант, да и усугубили ситуацию не только и не столько предложение заказчиков, от которого неудобно отказываться, но и проблемы со снабжением. И тем не менее!

Мы готовим книгу об экономических проблемах поставарийных заказов. В принципе, подобный спрос можно рассматривать как раннюю поставарийную работу со всеми её проблемами и психологическими нюансами отношений с заказчиками. Так или иначе, следует держать ухо востро — момент, когда заказчик обретает уверенность, что Вас можно подоить на халяву, наступает незаметно. Профилактика работает лучше, чем запоздалые реакции на уже свершившуюся попытку Вами манипулировать. Профилактика — это последовательное отстаивание собственных интересов (разумеется, основанное на их чётком понимании) и умение вежливо, но твёрдо отказывать. Последнее сродни настоящему искусству, и многие казалось бы опытные предприниматели владеют им явно недостаточно.