Знакомый незнакомый Максим

Иногда потенциальные заказчики всплывают словно из ниоткуда. Вы уже толком и не помните человека, а он всё равно Вас находит и звонит.

Если это простой обыватель, то в этом нет ничего удивительного. Возможно, это даже свидетельство того, что выполняете свою работу на высоком уровне. Выполнили, всё работает, всё функционирует, и электрик не нужен. Кто вспоминает о простом электрике пока что-то не сломалось?

Несколько иначе обстоят дела с предпринимателями, с бизнесом. Специфика любого бизнеса в реальном секторе экономики такова, что с необходимостью заказывать услуги электрика эти люди сталкиваются гораздо чаще, чем обыватели. В качестве доказательства приведу простой пример. Многие из нас не задумываются, сколько ламп работает в магазине. В любом  — что в шмоточном, что в продовольственном, что в магазине бытовой техники. Вроде бы и небольшой зальчик, а начинаешь эти лампы менять и конца, и края не видно, счёт идёт на десятки, на сотни, а иногда и на тысячи. Ну на тысячи — это, конечно, уже в большом зале, а-ля гипермаркет, но в любом случае факт, что много. Ну а не едиными лампами жив бизнес, то есть это я доказывал, что бизнес вынужден хочет он или не хочет обращается к электрикам чаще. И он вот бывает, что такой представитель бизнеса что-то обращался, обращался и раз — исчез. А потом через несколько лет всплывает, и Вы с трудом вспоминаете, кто это.

Тут два варианта: либо он на Вас обиделся, но затаил обиду и не сказал за что, либо он нашёл подрядчиков с более лояльными условиями. Поэтому от Ваших услуг отказался. Но, допустим, те подрядчики его подвели или возникли какие-то форс-мажорные обстоятельства, или возник какой-то наплыв задач с которым подменившие Вас подрядчики не смогли справится, и тогда этот человек вспоминает о Вас и звонит.

Поговорка «Старый друг лучше новых двух» хороша в обычной жизни, но не в бизнесе!

В контексте предпринимательской деятельности так называемый «старый друг» всегда готов омрачить радость вашей встречи требованием каких-то лояльных условий себе, как якобы постоянному заказчику. Возможно, он напомнит о себе какими-то устаревшими своими манипуляциями, из-за негативной реакции на которые Вы в своё время разошлись… В общем, если такой человек позвонил — это ещё не повод для радости.

Однако это общие слова, вступление так сказать, а теперь конкретно о Максимке. Когда-то давно Максимка командовал магазином дачной техники, находящимся в составе крупной сети. Продавал всякие косилки, культиваторы, и даже вроде бы, ЕМНИП, мини-тракторы. И мы выполняли заявки, которые поступали от него —  не только по электрике, но и по сантехнике.

Первая проблема с Максимкой возникла, когда он стал жаловаться на одного из наших сотрудников — якобы тот проявил некомпетентность и не смог справиться с задачей. Вопрос там был сантехнический, а не электротехнический, поэтому мы не будем углубляется в эту тему. Скажу, что отчасти Максим был прав, но подача информации, форма — такая гипертрофированная претензия, она уже характеризовала Максима с не лучшей стороны, тем более, что никаких страшных последствий, убытков для магазина та ситуации не вызвала.

Но мы все когда-то были молодыми (во всяком случае, моложе чем сейчас), смотрели на жизнь по-другому. Было больше энтузиазма, вера в лучшее и мы как-то пропустили этот момент мимо ушей. Поэтому первая (???вторая???) реальная проблема началась, когда Максим вызвал нас на осмотр своего магазина с оборудованием для садоводов и попросил посчитать сколько будет стоить по деньгам и по срокам выполнение определенной работы. Там работа по сути была плановая, но присутствовал аварийный компонент: какие-то выключатели не работали, какие-то то розетки не работали, что-то надо было исправить и что-то новое протянуть. Ну мы ему приехали посчитали к счастью не составляли детальную смету, просто на листочке записали и озвучили примерно ножницы… и всё — Максим на этом пропал.

И получается, что мы бесплатно съездили, дали ему консультацию за свой счёт, потратив своё время и понеся транспортные расходы, а в итоге выхлоп из этой ситуации ноль. То есть явный минус, если считать по-честному и не зарывать голову в песок.

После этого Максим надолго пропал и потом всплыл в другой ситуации, когда он взял то ли в аренду, то ли купил какое-то коммерческое помещение и в нём произошёл пожар из-за неисправной электропроводки. Сгорел смежный магазин, а его помещение пострадало чуть-чуть. Он, желая быстрее запустить его в работу, искал подрядчика, который протянет кабель буквально по сгоревшим конструкциям по этому помещению, лишь бы начать работать. Бегал, истерил, предлагал все работы бросить и обратить на него внимание, сулил баснословные гонорары.

Я его не узнал. Но лицо-то знакомое! Спросил — мы раньше где-то виделись? Он ответил, что вряд ли, якобы ему нас кто-то порекомендовал. Кто конкретно? Сказал, не помню. А у самого глазки бегали — видимо, понимал, что ему выгоднее, чтобы не вспоминали!

Вспомнил (идентифицировал) я его при третьем эпизоде… Недавно. Несколько дней назад он позвонил и попросил просчитать некий объём электромонтажных работ в коммерческом помещении. В ответ на предложение заплатить за вызов электрика на осмотр объекта (по нашей стандартной схеме — если о работе договорились, сумма, выплаченная за осмотр, учитывается в общей стоимости работ, не договорились — остаётся нам) он выразил недоумение и категорическое несогласие с подобной политикой.

Ещё бы прожжённый тендерщик был согласен!

Однако после ситуации вокруг пострадавшего от пожара торгового павильона мы взяли этого субъекта на заметку (тогда начала выстраиваться доктрина серого списка) и потому очень быстро его идентифицировали — поняли, что не желающий оплачивать осмотр субъект и обещавший золотые горы на пепелище — один и тот же человек. И тут в памяти возник резонанс и мы вспомнили всё!

Незнакомый Максим на самом деле очень даже знакомый!

Продолжение следует…