3,8K подписчиков

Аритмия на задворках Нью-Йорка

139 прочитали

В Национальном клубе искусств в Нью-Йорке выставкой Грэма Макиндоу (Graham MacIndoe) «99 центов мечты» открылась новая фотогалерея — Project Room. Формально тема выставки — Нью-Йорк во время пандемии. Грэм Макиндоу, начиная с мартовских карантинных дней прошлого года, выбирался на пустынные улицы и в дальние кварталы большого города, как на охоту или в разведку, чтобы уловить и отрефлексировать чувство изоляции, отчуждения, красоту пустоты.

Название — 99 центов — взято на прокат из уличной рекламы почтовых открыток — 10 штук с видами на статую Свободы за 99 центов. Одновременно это намек на знаменитый диптих Андреаса Гурски 1999 года «99 центов» с изображением продуктовых товаров в супермаркете.

Макиндоу показывают урбанистический ландшафт с одинокими анонимными путниками на фоне ободранных стен, граффити и выброшенных газет, забитых витрин. Нью—Йорк для Макиндоу похож на тот, который запечатлел в 30-е годы XX века знаменитый фотограф Уокер Эванс. Поэтика уличных текстов, графика фактур, аритмия модернистских форм — пандемия у Макиндоу зарифмована с картинами «великой депрессии». На фоне стен хаотично и бесцельно движутся и застывают человеческие фигуры, их наличие свидетельствуют — город обитаем, но коммуникации разрушены. Мерцающие тексты в оглушающей пустоте взывают: «Держи социальную дистанцию!». Прохожие на снимках застыли в позах, как скульптурные группы Джорджа Сигала.

Фотографии Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe
Фотографии Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe

Пандемия для Грэма Макиндоу — повод для визуального высказывания о тотальном экзистенциальном отчуждении. Маски, перчатки, глубокие тени и острые углы подчеркивают драматическое распутье. Подростки, афроамериканцы, женщины среднего возраста, пенсионеры, уборщики мусора, все они — прохожие на общем плане, выхваченные на секунду боковым зрением и тут же унесённые в неизвестность. Непримечательные, незаметные, они застигнуты в движении, не имеющем ни начальной, ни конечной точки. На снимках они расположены в центре композиций, но их силуэты без сопротивления сливаются с процарапанными плоскостями ландшафта.

Фотографии Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe
Фотографии Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe

Город без достопримечательностей, архитектуры, траффика, город окраин и задворков, говорит на языке дешевых реклам, от руки написанных объявлений, флаеров. Covid-19 обнажает зияющую и пленительную пустоту. Эта пустота текуча, проницаема, заряжена невидимой радиацией и магнитизмом. Сознательный оммаж к «материальной» эстетике Эванса, к американской классике и «американской готике» — это намерении Макиндоу пересмотреть цели, обрести новые «мечты за 99 центов», вернуться в русло традиции.

Грэм Макиндоу — профессор, преподает фотографию в Parsons The New School в Нью-Йорке. Он родился в Шотландии, изучал живопись в Эдинбургском колледже искусств, окончил Королевский колледж искусств в Лондоне, переехал в Нью—Йорк, и на протяжении многих лет делал портреты знаменитостей для журнала Q, Нью-Йорк Таймс и Гардиан.

Снимок Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe
Снимок Грэма МакИндоу из серии «99 центов мечты» © Graham MacIndoe

Макиндоу колесил по миру, был невероятно востребован музыкальной и журнальной индустриями. Параллельно успеху у него происходит и другая биография — алкоголь, кокаин, героин. «Я сильно пил, — говорит Макиндоу, — рядом люди употребляли наркотики. Я просто сказал себе: „Я попробую“. То, что начиналось как развлечение на вечеринке превратилась в зависимость, с которой, я был совершенно неспособен справиться».

Будучи наркозависимым, Макиндоу не расставался с камерой, благодаря «инстинкту» фотографа он снял за эти время автобиографическую серию «Coming Clean» и затем, когда его подруга, журналистка Сьюзен Стеллин вытащила Макиндоу из героинового ада, он показал эту серию публике. Шотландская национальная портретная галерея приобрела 25 снимков из серии для коллекции, а в издательстве Random House вышла совместная с Сьюзен книга.

Сегодня Грэм Макиндоу снимает остросоциальные проекты. American Exile — о судьбе иммигрантов, депортированных из США, Womens March — о марше против Трампа, Social Justice — о протестах против расовой несправедливости. Одновременно он продолжает сотрудничество с музыкантами, снимает спорт, особенно любит бег, марафон, в портфолио Макиндоу — лирические портреты и стрит-фото, а на сайте можно приобрести принты с изображением использованных «фирменных» пакетов с наркотой из проекта «Coming Clean».

Грэм Макиндоу — фотограф разносторонний, он точно выбирает и ограничивает средства выразительности в зависимости от концепции. В «99 центах мечты» он намеренно действует в рамках традиционной черно— белой уличной фотографии держа в фокусе эстетику 30 -х, с одной стороны, а с другой — волну репортажных роскошных снимков на тему Covid-a в журналах, где акцент на всемирно известных достопримечательностях и символических сценках, как например в проекте Great Empty («Великая пустота») от The New-York Times.

Журналы наслаждались красотой и возможностью показать великие города без людского потока. Грэм Макиндоу в своей «дешевой мечте» показывает не красоту, а экзистенциональный кризис.

Пережив ужас наркозависимости, Грэм Макиндоу обрел ту свободу, которая дала ему силу для настоящей искренности и сарказма. Он с энергией снимает протесты против трампистов и солидарен с лозунгом: Пришло время изменений!

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен , Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.