Бесконечное тело

В 2014 году студентка Королевского колледжа искусств француженка Аликс Мари представила выпускную работу под названием «Orlando». В двух словах, работа представляла гору похожих на мясо комков, аккуратно сложенных в углу до высоты человеческого роста.

© Alix Marie
© Alix Marie

После окончания колледжа Мари не перестала обращаться к теме тела, желания и привязанностей и развила свои идеи в проект под названием «Bleu», с которым в 2017 году она выиграла награду FOAM Talent.

Название “Orlando” отсылает к одноименному роману Вирджинии Вулф. Его герой носил данное имя и перерождался в разные эпохи, меняя пол и социальный статус. Именно трансформация установок тела — один из ключевых мотивов Мари, о котором мы расскажем ниже.

Синяк

Фрагменты тела, поверхности кожи разной фактуры, синяки, складки, крупные родинки и прожилки вен обступают зрителя со всех сторон. Конечности обвивают друг друга, сплетаясь воедино. Фотографии и коллажи образуют объемные инсталляции, некоторые висят на стойках или встроены в архитектуру галереи. Так можно описать выставку Аликс Мари.

© Alix Marie
© Alix Marie

Натуралистичные виды плоти, увеличенные в масштабе, привлекают внимание, побуждают к рассматриванию и одновременно вызывают отвращение. Название проекта поддерживает двойственность восприятия. «Bleu» в переводе может означать как «кровоподтек», так и «непристойный».

© Alix Marie
© Alix Marie

В одном из интервью художница говорит, что отправной точкой в ее работе было переживание страдания от разлуки с бывшим возлюбленным. Она хотела понять природу сексуального влечения, разобрав по частям и тщательно проанализировав каждую часть.

© Alix Marie
© Alix Marie

На первом этапе проекта Мари заново «собирает» тело партнера из его фотографий. Обозначенный сюжет любовных отношений напрямую транслирует изображение снятой со спины женщины, тело которой с силой сжимают мужские руки.

© Alix Marie
© Alix Marie

Также художница включает в работу элементы древнегреческих статуй. Это отсылка к мифу об Эросе и Психее. Только Эрос — любовник Мари — в ее работе мыслится уже исключительно как висцеральный, телесный. Но параллель с мифом — один из уровней прочтения.

© Alix Marie
© Alix Marie

Художница расширяет понятие тела, представляя его как вместилище ощущений. По её словам, на некоторых фотографиях присутствует её мать, часть изображений — автопортреты.

© Alix Marie
© Alix Marie

Таким образом, Мари сообщает не только о личном желании и последствиях утраты, но и рассматривает отношения между наиболее близким, физиологически родственным телом, давшим ей жизнь, и своим собственным.

© Alix Marie
© Alix Marie

С помощью отпечатков фотографий большого формата Мари стремится воссоздать интимную ситуацию: мы обращаемся к своему или чужому телу, внимательно всматриваемся в каждую его деталь, и отождествляем себя с изображением. Но понимаем, что даже столь глубокое погружение не дает возможности понять до конца природу телесности с её вопросами о теле как сложном природно-культурном феномене.

© Alix Marie
© Alix Marie

Художница преобразует и перемешивает мужское и женское, свое и чужое. Развешанные пласты бумажной кожи и гирлянды конечностей становятся аморфным объектом, сливаются в единый узел ощущений без гендерной или какой-либо другой культурной принадлежности.

© Alix Marie
© Alix Marie

Идея ограниченности плотской оболочкой и вечного желания познать её сущность получает концентрированное выражение в масштабной инсталляции: изображения кожи красновато-розового цвета смяты и сформованы наподобие валунов и образуют настоящий курган плоти.

© Alix Marie
© Alix Marie

В качестве основы работы угадывается миф о Сизифе. Огромный бумажный камень, символизирующий тело, придавливает художницу. В этой конструкции плоть и объект выступают единым целым.

© Alix Marie
© Alix Marie

Аликс Мари использует разную бумагу и техники печати, покрывает фотографии воском, сминает и разрушает верхний слой. В результате матовая или глянцевая поверхность, сколы и трещины в слое воска делают их похожими на настоящую кожу.

© Alix Marie
© Alix Marie

Такие узнаваемые части тела, как рот или глаз, из-за блестящей пленки выглядят на снимках максимально натуралистично и вызывают устойчивую ассоциацию с секреторной жидкостью. На изображениях, где сквозь прорезь в фотографиях мраморных статуй проглядывают розовые соски, ощущение тактильности усиливается за счет столкновения фактур.

© Alix Marie
© Alix Marie

Совокупность используемых методов позволяет художнице обнаружить и наглядно показать связи между реальной кожей и фотографией: она обнаруживает их схожесть, хрупкость и уязвимость. Мари переводит материальность тела в бумагу. В ее практике плоть становится субстанцией.

© Alix Marie
© Alix Marie

Тело в проекте «Bleu» не объективная вещь. Оно место входа в мир, точка пересечения внешнего и внутреннего, условно обозначенная кожей. Особый чувственно-смысловой феномен, который лежит в основании нашего опыта и дает возможность переживать эту вовлеченность как свое бытие: выстраивать отношение к миру, к самому себе и Другим.

Текст: Мария Кокунова

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.