Божественный свет на фотографиях из гетто

11 July

«Вдохновение исходит от Бога, от света и от состояния моего духа и ума. Святой Дух — он во мне. Я вдыхаю свет. Фотография как легочная артерия, ведущая к моему сердцу. Дайдо Морияма, Брюс Гилден, Нобуеси Араки, Джамель Шабазз, Мэри Эллен Марк, Магнум. Я делаю выводы из всего этого, — говорит в анкете журналу LUXLIT Халик Алла (Khalik Allah).

Халик Алла — американский фотограф и кинорежиссер. Его первая фотокнига Souls Against the Concrete (2017) (если дословно — «Души против бетона» рассказывает о людях, обитающих в районе перекрестка 125-улицы и Лексингтон авеню в Гарлеме. Место имеет дурную славу, тут просят подаяние и собираются члены уличных банд.

Фотографии Халика Алла © Khalik Allah
Фотографии Халика Алла © Khalik Allah
Фотографии Халика Алла © Khalik Allah
Фотографии Халика Алла © Khalik Allah

В школьные годы Халик был членом религиозной организации «пятипроцентников», сторонников Кларенса Смита, известного как Кларенс 13-Х. Кларенса называли Аллахом и отцом. Согласно учению Кларенса, первородный мужчина произошел от бога, а женщина — от земли. «Знание, полученное от пятипроцентников, высшая математика и высший алфавит, который помог мне стать бесстрашным и цивилизованным», — говорит Халик в интервью. Учась в восьмом классе, Халик ездил со своим братом в Гарлем за эзотерическими книгами. «По иронии судьбы, спустя столько лет, когда я стал художником и фотографом, это место стало точкой отсчета моей работы в области фотографии и кино», — говорит Халик.

Фотография  Халика Алла © Khalik Allah
Фотография Халика Алла © Khalik Allah

В 2010 году Халик решил стать фотографом, взял у отца камеру и отправился в Нижний Ист-Сайд. Он старался там делать снимки, подражая кумирам — Картье-Брессону, Роберту Франку, Уильяму Кляйну. Через пару лет он понял, что у него нет своего почерка и начал работать над собственным стилем. Он стал снимать по ночам в Гарлеме.

«Оказавшись на этом порочном перекрестке, я не увидел никаких других фотографов, и сосредоточился на этом месте. Недалеко был вокзал, много людей и фактурные постройки, и я произнес: «Йоу, это мое место, и я могу тут работать, оттолкнувшись от собственных духовных поисков».

Халик делает ночные портреты на цветную пленку для дневного света и Nikon 1971 со светосильным объективом — Nikkor f 1,2, используя уличный электрический свет. Метод съемки он описывает так: «В том, что я делаю, нет ничего непонятного. Я вхожу в гущу головорезов, наркоторговцев, уличных бандитов и нищих, и говорю им: «Я — документалист, мне важны ваши истории. Если они отвечают «нет» , я оставляю их в покое, на Лексингтон стрит никого напрягать не надо. Я обращаюсь к этим людям с хорошим настроем, интересуюсь их делами и меня там все знают, даже полицейские приветствуют меня».

Фотография  Халика Алла © Khalik Allah
Фотография Халика Алла © Khalik Allah
«Я все время думаю о свете. Вот почему я иду фотографировать только ночью. Ночь подчеркивает свет. Ночью свет звучит громче чем днем. Я хочу напомнить людям, что мы находимся в открытом космосе...Я уличный апостол камеры, фотографический пророк. Когда я беру камеру на ночную съемку, я выполню миссию по воскрешению мертвых. Я хочу проповедовать, как Христос, и я это делаю через фотографию».

Фотокнига «Души против бетона» — это рассказ о порочном и опасном перекрестке Нью-Йорка, где живут люди на грани жизни и смерти, дня и ночи, поэтический, вдохновенный, экспрессивный, такую манеру съемки называют «от сердца». Халик работает не только как фотограф, он снимает документальные фильмы в жанре «уличной оперы». Первый фильм Field Niggas («Полевые ни**еры») — хроника летних ночей на перекрестке Лексингтон стрит.

Кадр из фильма Халика Алла Field Niggas («Полевые ни**еры») © Khalik Allah
Кадр из фильма Халика Алла Field Niggas («Полевые ни**еры») © Khalik Allah

«Я считаю самого себя полевым ни**ером, для меня это слово звучит ласково», — комментирует Халик. «Ни**ер» для Халика — это бунтарь, поднявший восстание, выбравший свободу. Фильм «Полевые ниггеры» рассказывает истории об упорстве и надежде. Халик совершает путешествия в мир «между сном и реальностью, между тем, что мы видим, и тем, что мы воображаем, между тем, что происходит, и территорией, по которой мы блуждаем во время бодрствования.» Своим героям он задает прямые вопросы — «где ты окажешься, когда умрешь?».

Следующий фильм Халика — Black Mother (2018) («Черная Мать») — Халик снимет на Ямайке. Герои фильма снова герои улицы — торговцы, дети, проститутки, нищие. Халик делает портреты и интервью, звук и саундтрек не совпадает с изображением и благодаря этому возникает эффект хора, многоголосия, стихии. Герои фильма одновременно «излучают силу и уязвимость», будто через них проходит божественный свет.

Кадры из фильма Black Mother (2018) («Черная Мать») © Khalik Allah
Кадры из фильма Black Mother (2018) («Черная Мать») © Khalik Allah
Кадры из фильма Black Mother (2018) («Черная Мать») © Khalik Allah

Халика долго не замечали эксперты, ему постоянно приходили отказы, и тогда Халик сказал себе, что его не интересует мнение знатоков, важнее то, чтобы его работу увидели «простые люди», и он размещает фильмы в открытом доступе.

Это стало решающим фактором. Теперь фестивали его просят повременить с публикацией, а дистрибуцией фотографий занимается галерея gittermangallery, где его фотографии соседствует с работами одних из самых знаменитых современных фотографов, Кеннета Джосефсона, Питера Худжера, Эдварда Стейхена. Его художественная практика становится для зрителя некой точкой доступа, которая позволяет проникнуть в пространство опыта иной расовой идентичности. Фиксируя истории и заставляя нас разгадывать их, он лишает наш взгляд на снимок привилегии власти: для Халика мы все существует по единым законам божественной воли.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.