EXIT/NO EXIT

29 April 2018

В классическом искусстве главной задачей портрета было раскрыть индивидуальность человека через изображение его внешнего облика. Современный подход к интерпретации портретного жанра значительно отличается от традиции, а порой прямо ей противоположен.

Untitled (#34), 2007. © Anouk Kruithof
Untitled (#34), 2007. © Anouk Kruithof

Один из примеров — проект голландской художницы Анук Круитхофф (Anouk Kruithof) «Becoming blue», в переводе — «Становясь синим» или «Устремляясь в синеву». Его основу составляет 21 постановочный портрет, герои сняты в одежде синего цвета на светло-голубом фоне. На их лицах запечатлены выражения, похожие на мимически незавершённые эмоции. Жесты и позы моделей также не поддаются однозначному толкованию. Девочка застыла с раскрытым ртом и судорожно сжатыми кулаками. Мужчина закрыл глаза, кажется улыбающимся, но его тело напряжено, лоб морщится, и улыбка уже прочитывается как признак неловкости и смущения. Одна из моделей кажется глубоко погруженной в мысли и выглядит умиротворенной.

Untitled (#26), 2007. © Anouk Kruithof
Untitled (#26), 2007. © Anouk Kruithof

Тот факт, что портреты были сделаны в студии, тщательно выстроенная композиция, освещение и продуманное цветовое решение означают, что полученный результат не случайность, а, напротив, детально сконструирован автором.

Closing Rooms #1, 2007. © Anouk Kruithof
Closing Rooms #1, 2007. © Anouk Kruithof

Круитхофф работала с незнакомцами в течение продолжительных сеансов, которые называет индивидуальными перформансами. Съемка обычно проводилась из отдаленной части комнаты с помощью пульта дистанционного управления. Иногда художница долго ждала момента, когда герой перестанет сознательно контролировать свои жесты, позу и выражение лица. Чтобы вызвать спонтанную реакцию, ввести персонажа в состояние стресса или раздражения, нередко вмешивалась в процесс (на некоторых портретах она видна за моделью).

Untitled (#11), 2007.  © Anouk Kruithof
Untitled (#11), 2007. © Anouk Kruithof

По словам Круитхофф, ее главной целью было поймать и зафиксировать «промежуточные мгновенные эмоциональные состояния» моделей. В результате инсценированной фотографом «потери контроля над собой» на части портретов герои застигнуты врасплох, выглядят испуганными и беззащитными.

Untitled (#33), 2007.  © Anouk Kruithof
Untitled (#33), 2007. © Anouk Kruithof

Другая же часть изображений показывает их в момент глубочайшей задумчивости или состоянии покоя. Синий цвет одежды и голубой фона изолирует и подчеркивает переживания: герои будто растворяются, а их эмоции выходят на передний план.

Untitled (#38), 2008.  © Anouk Kruithof
Untitled (#38), 2008. © Anouk Kruithof

В тексте к проекту автор объясняет, что использовала в своем высказывании традиционную для психологии и истории искусств символику синего цвета: его восприятие связывают с состоянием расслабления и бесконечностью.

Untitled (#39), 2008.  © Anouk Kruithof
Untitled (#39), 2008. © Anouk Kruithof

Если принять во внимание предложенное толкование, то на фотографиях, где герои напряжены, пойманы в «эмоциональную ловушку», противоречие между их состоянием и воздействием синего усиливает ощущение конфликта. Метафорически его поддерживают изображения интерьера, где выход сюжетно намечен, но затруднен: комната с приоткрытой дверью и заколоченным окном; дверной проем, заставленный досками; вход в коридор с запертыми комнатами.

Closing Rooms #2, 2007.  © Anouk Kruithof
Closing Rooms #2, 2007. © Anouk Kruithof

Фотография безоблачного неба визуализирует состояние «расслабленных» героев и является ключевой для понимания названия проекта — «Becoming blue». Его перевод отсылает к английской идиоме out of the blue, out of a clear sky — совершенно неожиданно«, «вдруг», «как гром среди ясного неба». Таким образом, название можно трактовать как «стремясь к покою» или «контролируемому результату», что перекликается с спонтанными реакциями персонажей.

Untitled (#40, Mystery), 2008.  © Anouk Kruithof
Untitled (#40, Mystery), 2008. © Anouk Kruithof

Обращает на себя внимание тот факт, что все работы в проекте лишены названия, им присвоен только номер. В интервью Круитхофф подчеркивает, что для нее принципиально важно отсутствие указания на индивидуальность портретируемого. Анонимные герои с их физической и эмоциональной реакцией для художницы лишь форма, подобие живых скульптур. Ее метод направлен на выявление общего в образовании психологических реакций и исследование хрупкости внешнего «фасада» привычных выражений чувств. Медиум фотографии делает возможным уловить и показать эти неразличимые в привычных коммуникациях «эмоциональные промежутки».

solo exhibition at Künstlerhaus Bethanien Berlin 2009. © Anouk Kruithof
solo exhibition at Künstlerhaus Bethanien Berlin 2009. © Anouk Kruithof

Текст: Мария Кокунова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.