Феминизм современной фотографии

19 August

Феминизм принято определять как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. Осевым его временем считаются 80ые: именно тогда арт и фем-активистки Guerrilla girls представили свой «банановый отчет» — статистику по включению женщин и меньшинств в художественное пространство биеннале между 1973-м и 1987-м годами, показав тем самым явную исключающую тенденцию.

В результате, уже на биеннале Музея американского искусства Уитни 1993 года около половины представленных работ принадлежали художницам. Но если тогда представительницы арт-феминизма отвергали парадигму красоты как изначально противоречащую стремлению к равенству, современный арт-феминизм борется за право каждого выбирать для себя. Более того, он отражает более глобальный, информированный и многокультурный подход, который стремится учесть различия в расе, национальности и классе.

Арт-феминизм в контексте современного искусства преследует ту же цель, что и в 80-ых — борьбу с дискриминацией и насилием. Однако, использует для этого уже другие формы: начиная с перформанса и фотографии, заканчивая фотореалистичной живописью.

Фотографии их проекта художницы Донны Феррато «Я непобедима» (I am unbeatable)
Фотографии их проекта художницы Донны Феррато «Я непобедима» (I am unbeatable)
Фотографии их проекта художницы Донны Феррато «Я непобедима» (I am unbeatable)

В 1982 году Playboy Japan поручил фотографу Донне Феррато (Donna Ferrato) задокументировать жизнь полиаморный пары в Нью-Джерси. Целью этого фотопроекта была демонстрация возможности совмещения семьи и открытого брака, однако вскоре Феррато застала и задокументировала сцену домашнего насилия — так на свет появилась ее фотокнига «Живя с врагом» (Living with the enemy).

В 2007 году фотограф продолжила документацию домашнего насилия, но уже с другим социальным посылом — в ее серию «Я непобедима» (I am unbeatable) вошли фотографии женщин, которые смогли выбраться из абьюзивных отношений. Этот проект по сути является десятилетием документации последствий бытового насилия. «Добро пожаловать в убежище для людей, которые хотят помочь искоренить насилие в отношение женщин и детей. Это сборник историй, рассказанных мне на протяжении многих лет от людей, прошедших через это. Насилие — это социальная болезнь. Эти рассказы, интервью и фотографии тому подтверждение.»

Для Феррато документальная фотография — не только способ борьбы с социальной проблемой, но и площадка для обучения. Используя в своей серии нарратив (рассказы изображенных на фотографиях женщин и детей), фотограф транслирует широкой публике «предупреждающие знаки», способные предотвратить домашнее насилие. Фотографии из «Я непобедима» не могут создать моральную позицию, но могут подкрепить уже существующую.

Фотографии из проекта  «Смерть реки Синкай» (Death of the Xinkai River)  китайской художницы Ли Синьмо
Фотографии из проекта «Смерть реки Синкай» (Death of the Xinkai River) китайской художницы Ли Синьмо
Фотографии из проекта «Смерть реки Синкай» (Death of the Xinkai River) китайской художницы Ли Синьмо

У всех женщины в мире одинаковые проблемы — если говорить примитивно, женщины физически слабее и могут претерпевать насилие со стороны мужчин. Однако, в том же Китае исторически права женщин всегда были сильно ограничены законом. Например, до 1980-х, не выйдя замуж, ты не имела права родить ребенка. Китайская художница Ли Синьмо (Li Xinmo) в своем творчестве использует эту локальную повестку, исследуя возможности и формы феминизма в Китае в условиях сложившихся культурных и социальных кодов. Изучая взаимоотношения между перформансом и фотографией, художница определяет женское тело как некий символ политического угнетения. Серия фотографий с перформанса Синьмо «Смерть реки Синкай» (Death of the Xinkai River) родилась в качестве ответной реакции на убийство первокурсницы Академии художеств в 2008 году. Труп студентки был найден в Синкай — одной из главных рек, питавших город.

В последние годы из-за чрезмерного сброса промышленных отходов река стала сильно загрязненной — она источала гнилостный запах, а всю ее поверхность покрывали сине-зеленые водоросли. В своей серии Синьмо объединяет две смерти воедино: смерть реки и смерть молодой девушки. «Я играю мертвого персонажа, пытаясь заставить равнодушных китайцев увидеть и почувствовать смерть изнасилованной женщины.» Здесь также возникает вечная дилемма фотографии: с одной стороны, снимки призваны формировать этическую позицию художницы, с другой — они же способствуют ее обесцениванию. Фотография становится способом освоения чужого и пугающего, но и приводит к «анестезирующему» эффекту — когда видишь ужасы изо дня в день, ты перестаешь на них реагировать.

Фотографии художницы Мэрилин Минтер
Фотографии художницы Мэрилин Минтер
Фотографии художницы Мэрилин Минтер

Мэрилин Минтер (Marylin Minter) является сторонницей другого направления арт-феминизма: ее снимки обращаются к разговору о женской фигуре в визуальной культуре. Работы художницы сочетают между собой фотографию, живопись и программное обеспечение, создавая так называемую «фотореалистичную живопись». Но там, где модные фотографы используют фотошоп как средство для идеализации, Минтер прибегает к нему в качестве композиционного инструмента.

В своих последних проектах художница переосмысливает порнографические изображения женщин: из факта мужского удовлетворения в секс-позитивный феминизм. Вместо того, чтобы убирать недостатки своих моделей, она подчеркивает их блестками и цветом, создавая соблазнительные и противоречивые образы, стирающие границы между красотой и отвращением. С помощью своей «фотореалистичной живописи», Минтер прибегает к расшатыванию границ рамок допустимого спектра изображений женщин в искусстве.

Фотография художницы Мэрилин Минтер
Фотография художницы Мэрилин Минтер

Еще с 1960-ых фотография стала важным инструментом арт-феминизма для критики установленных визуальных условностей, с помощью которых были построены гендерные, сексуальные, расовые и классовые идентичности. Сегодня даже фотография в инстаграме — критика: флешмоб #ChallengeAccepted, зародившийся в турции как реакция на домашнее насилие, тому подтверждение. В турецких новостях публикуют черно-белые фотографии погибших от домашнего насилия — в ответ активистки решили выкладывать свои портреты в знак солидарности. Максима информационной эпохи такова: быть — значит быть сфотографированным, а сфотографировать — значит приписать объекту съемки статус реального. Арт-феминизм использует это в своих целях: фотография делает незнакомые события более реальными, а значит касающимися каждого.

Текст: Валерия Куприна

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.