Фотография и текст - 1. Почему нам так нужны слова?

4 February 2018
620 full reads
1,5 min.
991 story viewUnique page visitors
620 read the story to the endThat's 63% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Этот материал был опубликован впервые в нашем Телеграм-канале.

Когда мы говорим о фотографии в контексте искусства, на ум приходит оборот «оседлать комету». Первое значение — это возможность использовать медиум, который составляет основу коммуникации. Уже поэтому фотография — это эффективный и эффектный медиум. С другой стороны, кометы летают в безвоздушном пространстве, и надежды на то, что кто-то эту способность оценит, почти нет.

Francis Alÿs: The Liar, the Copy of the Liar (Studio view, Mexico City), 1994- Функция копирования и клиширования в серии “The Sign Painting Project (1993-97)” носит осмысленный характер
Francis Alÿs: The Liar, the Copy of the Liar (Studio view, Mexico City), 1994- Функция копирования и клиширования в серии “The Sign Painting Project (1993-97)” носит осмысленный характер
Francis Alÿs: The Liar, the Copy of the Liar (Studio view, Mexico City), 1994- Функция копирования и клиширования в серии “The Sign Painting Project (1993-97)” носит осмысленный характер

Действительно, само по себе изображение вряд ли сообщит нам что-то внятное. Мы могли бы оценивать его формальные качества, но вряд ли нас хватит надолго в этом бессодержательном процессе. Изображению нужен контекст — отправная точка, которая позволит получить сообщение, которое оно передаёт.

Akram Zaatari, To Retouch, 2017. © Akram Zaatari
Akram Zaatari, To Retouch, 2017. © Akram Zaatari
Akram Zaatari, To Retouch, 2017. © Akram Zaatari

Минимальное определение контекста — среда, в которой существует объект. Исходя из общего сообщения (или смысла) среды, мы можем предположить, какое сообщение может нести в себе объект. В традиционном понимании, музеи, галереи, биеннале (и любые другие институции) задают режим восприятия объектов, которые они представляют, как произведений искусства. Но что делать, если с такими объектами мы сталкиваемся в пространстве Интернета? Например, с фотографией.

Инструментом, который способен минимально определить контекст, может быть текст. Как ни странно, сочетание визуального образа и текста — базовая конструкция веб-технологий, из которых состоит Интернет. И если экран монитора уравнивает между собой любые образы, то текст — это то, что может подчеркнуть различие между ними, а иногда и ответить на вопрос, почему одно изображение относится к искусству, а другое нет?

Georges Rousse, Utopia, 2015, Sous Les Etoiles Gallery. © Georges Rousse
Georges Rousse, Utopia, 2015, Sous Les Etoiles Gallery. © Georges Rousse
Georges Rousse, Utopia, 2015, Sous Les Etoiles Gallery. © Georges Rousse

В нашем опросе, мы специально взяли отрывки нескольких текстов, чтобы поговорить о главных проблемах, когда в Интернете пишут о фотографии. Две распространенные крайности — обобщение и клише.

Обобщение — маскирует незнание и нежелание разбираться в деталях. Клише уравнивает разные по смыслу вещи, опираясь только на формальные признаки (так, если Кабакова и Балдессари назвать концептуальными художниками, ещё не значит, что они делают одинаковые работы).

Следующий выпуск мы посвятим разбору отрывков из голосования на предмет обобщений и клише.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.