Хейкки Каски. Спокойствие в пустыне

14 February 2018

Сегодня Проекция расскажет о проекте финского фотографа Хейкки Каски (Heikki Kaski) «Tranquility» (в переводе с англ. – спокойствие, покой), который стал призёром книжной премии Unseen Dummy Award 2013 года, а затем вошел в число финалистов престижного конкурса молодых талантов FOAM Talent 2015 г.

Серия снималась в течение 7 лет в маленьком американском городке Транквиллити (Tranquility) в пустыне Сан-Хоакин в Калифорнии. Каски рассказывает, что его захватила атмосфера этого тихого места, в котором время как будто остановилось. Каски возвращался в Транквиллити снова и снова, иногда на часы, а иногда на недели.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

На первый взгляд, перед нами — ветхий, забытый богом провинциальный американский городок и его жители. Мы наблюдаем иронично очерченный портрет города, фотографии которого совершенно не соответствуют его названию: фонтанирующий гейзер, песчанная буря, дерево, вырванное с корнем.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

Снимки безлюдных долин прерываются интерьерами из старой сломанной мебели, далекими от настроения гармонии. В фотографии согнутого ветром дерева, укрытого пеленой тумана, сталкиваются сюжет и порождаемый снимком в целом визуальный эффект: ненастье и покой. Лица на портретах скрыты, будто выбиты вспышкой, провоцируя напряжение: мы не видим их выражения, не знаем, чего ждать от этих героев.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

В результате, фотографии городка, тихо переживающего последствия экономической разрухи и пустынных бурь, оборачиваются исключительно субъективным переживанием состояния медитативного созерцания. Потоки слепящего света поглощают и сглаживают самые беспокойные сюжеты. В одном из интервью Каски признается, что его захватили природа пустыни и особенное состояние покоя, в которое он погружался во время съемки. По его словам, это был тот случай, когда процесс определял идею.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

Отдельно стоит сказать о фотографиях, которые как бы удвоены. В одной паре мы видим закутанное тканью дерево, снятое днем, а после - ночью, в другой – показанные с разного ракурса изношенные ботинки, в третьей – почти одинаковые снимки белого дома. Не раз встречаются и портреты молодых людей, снятые с небольшим изменением точки съемки.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

В своей работе Хейкки Каски выходит за рамки привычного повествования. Внутри хаоса он создает индивидуальное пространство, особую реальность, которая постепенно открывается за изображениями.

© Heikki Kaski
© Heikki Kaski

Каски удаётся выдержать такую дистанцию, чтобы быть предельно конкретным, но и не пытаться рассказать историю места и тем более что-то объяснить, поэтому фотографии становятся для зрителя чистым визуальным опытом. Работа Каски напоминает нам о возможности фотографии превосходить собственную буквальность и способности сообщать о том, что стоит за изображением.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.