Как делать фотографии с идеей

19 November 2020

Недавно мы в ФотоДепартемент участвовали в организации конкурса "Морская Линия" в Севкабель Порт. Финалом конкурса стала site-specific выставка в пространстве порта. Выставка работает до

Внутри конкурса мы публиковали небольшие заметки для участников и зрителей с подборками фотопроектов и нашими комментариями к ним.

Изначально они должны были помочь настроиться на волну нашей концепции, но, на самом деле, то, о чем мы рассказали, полезно знать для того, чтобы, в общем, проще ориентироваться в горизонте практик современной концептуальной фотографии: и зрителям и авторам.

Сегодня мы расскажем, как фотографировать так, чтобы снимок содержал идею и историю.

Мы часто слышим, что хороший кадр должен говорить сам за себя. Смотришь на картинку, и все внутри переворачивается. Многие берут за эталон репортажную фотографию - в динамике сцены фотограф стремится раскрыть всю суть события. Получается ли у них объяснить без слов все, что происходило? Большой вопрос.

Кто-то считает, что фотография должна быть изящной - гармоничной по форме настолько, чтобы ее было приятно разглядывать. Иногда авторы и зрители так увлечены формой, что забывают про содержание.

Некоторые убеждены, что хорошая фотография должна быть и зрелищной, и красивой. Однако, если мы обратимся к истории фотографии, то обнаружим, что снимки, которые называют выдающимися не всегда настолько совершенны. Они даже могут сначала показаться скучными картинками, за которые нечем зацепиться взгляду.

Мы покажем примеры неочевидных идей, которые стоят за обычными, на первый взгляд, фотографиями.

Первый пример – любимая фотография нашего куратора Нади Шереметовой – "Дыхание на пианино" мексиканского художника Габриэля Ороско. Простой след на пианино рассказывает целую историю о том, кто присутствует за кадром. Пожалуй, самый лаконичный снимок в истории художественной фотографии.

Снимок Габриэля Ороско  "Дыхание на пианино"
Снимок Габриэля Ороско "Дыхание на пианино"

Прочитайте об этом снимке в нашей короткой заметке

Немецкий фотограф Вольфганг Тилльманс сделал фотографию ещё проще - звездное небо из окна самолета. Сюжет кажется простым - что может быть необычного - небо и звезды - все на своих местах. На фотографии явно присутствует шум цифровой камеры - об этом весь сюжет. Тильманс в одном из кадров проекта "Новый мир" ставит перед зрителем вопрос: как технологии влияют на то, как мы видим мир вокруг себя?

Снимок Вольфганга Тилльманса из проекта"Новый мир"
Снимок Вольфганга Тилльманса из проекта"Новый мир"

Подробнее о проекта читайте наш текст.

И если говорить про совсем незначительное, то мусор - самый частый предмет, который попадает в объектив. Стройки, нагромождения, разбросанные предметы выполняют роль следов, по которым, как в детективной истории, мы можем понять, что происходило до того, как фотографию сделали. Прочитайте, как с темой строительного мусора работала британская художница Фелисити Хаммонд.

Restore to Factory Settings © Felicity Hammond
Restore to Factory Settings © Felicity Hammond

Все тексты помогут лучше фокусироваться на незаметных деталях вокруг вас, из которых могут получиться интересные фотографии. Прочитайте также дополнительные тексты, чтобы лучше понять:

Как работает сегодня репортажная фотография

Что такое аффект и как выразить его с помощью фотографии?

Как современные технологии работают с темой пейзажа?

Текст: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.