Как фотография дает увидеть действие

30 December 2020

Gabriel Orozco, Breath on Piano, 1993
Gabriel Orozco, Breath on Piano, 1993
Gabriel Orozco, Breath on Piano, 1993

Если бы нас попросили описать всю фотографию одним изображением, мы бы выбрали этот снимок мексиканского современного художника Габриэля Ороско. Иронично, что изображение, способное рассказать о самой фотографии, о её внутренней системе, свойствах и возможностях, пришло с территории современного искусства, а не от традиционных фотографов. Обычно в современном искусстве фотографию используют как средство, помогающее зафиксировать некий авторский жест или авторское решение, зачастую пренебрегая её эстетическими возможностями. И, как ни странно, именно это пренебрежение фотографию сильно обогатило и не дало ей устареть. Об этом мы поговорим дальше в наших заметках.

А пока вернемся к изображению. Рассмотрите его внимательнее. Ещё внимательнее. Что вы замечаете в первую очередь? Лакированная поверхность пианино и блики на ней, мягкий свет от окна, солнечный день, чёрные провалы теней. В самом центре кадра — размытое странное пятно, которому, казалось бы, не место в этой гармоничной композиции. Но оно там есть, и ему уделено центральное место. Что делать зрителю с этим ни к чему не обязывающим сюжетом? Зачем был снят этот объект? И если он есть — что его присутствие нам сообщает? Не столько об истории внутри снимка, сколько о том, как он был сделан и что мы открываем в фотографии, как самостоятельной художественной форме, выступающей наравне с традиционными — живописью, или более современными — инсталляцией или перформансом.

Чтобы понять этот объект, мы должны знать название работы. Она называется «Дыхание на пианино». Отсюда мы понимаем, что видим след чьего-то дыхания. Именно этот мимолетный объект, но зафиксированный на снимке, позволяет увидеть важную способность фотографии, знакомую многим по концепции «решающего момента» французского фотографа Анри Кратье-Брессона — это «схватывание» реальности, остановка события в его кульминации или просто в его возможности остановиться. Но именно этот объект, природа которого состоит в том, чтобы исчезнуть через пару секунд, открывает и другую возможность фотографии — длить случившееся вечно. Для взгляда зрителя.

В жизни пятно исчезло, но фотография каждый раз, когда мы на неё смотрим, создает ситуацию появления пятна. Так, фотография не только «забирает» реальность, умерщвляя её, но и её рождает. В данном случае — реальность присутствия следа дыхания на пианино, ведь благодаря этому снимку след никогда не исчезнет из нашего поля зрения. Фотография лишила его эфемерности и подарила возможность «всегда быть». 

Мы привыкли говорить о фотографии, как о поверхности, на которой мы видим знакомые вещи, то есть описывать то, что на ней изображено. Но работа Ороско подсказывает нам ещё одну важную перспективу, с которой любое изображение может быть увидено — с позиции того действия и взгляда, с которых оно было сделано. Снимок всегда несёт в себе след процесса, давшего ему рождение. И это не только объекты, появившиеся перед камерой случайно или по воле автора, но и процесс, который, например, добавляет такую смысловую важную деталь, как дыхание. Кто-то, предположим автор, должен был обдать тёплым дыханием пианино, чтобы оставить этот след. След, а также само это действие, является важной деталью снимка, и он переводит нашу зрительскую перспективу с рассматривания снимка через композицию, свето-тени или узнавание объекта, на то действие, что предшествовало созданию фотографии.

Об этой фотографии можно говорить бесконечно. И чем внимательнее мы смотрим — тем больше нового мы в ней узнаем. Просто всмотритесь внимательнее. Новое открытие уже близко.

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.