Как объяснить фотографии Роджера Баллена в 5 предложениях?

6 January 2018

Друзья, у нас есть для вас две новости — хорошая и плохая. Плохая — немногие стараются анализировать фотографии, лишь единицы пишут об этом. Хорошая новость заключается в том, что это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Существует стереотип, что художник — это замкнутый человек, который постоянно пребывает в своём мире и его невозможно понять. Отчасти это может быть правдой, но хороший художник хорош тем, что он знает, что делает и может об этом рассказать другим. Чуть ниже мы узнаем, как это может нам помочь в понимании фотографии.

Вы когда-нибудь видели фотографии Роджера Баллена (Roger Ballen)? Скорее всего, да. Даже те, кто не увлекается фотографией, нет-нет да встречал на просторах Интернета снимок с двумя близнецами.

Roger Ballen, Dresie and Casie, twins, Western Transvaal, 1993
Roger Ballen, Dresie and Casie, twins, Western Transvaal, 1993

Несмотря на то, что Баллена называют классиком современной фотографии, а его выставки проходили в Москве и Санкт-Петербурге несколько лет назад, в Интернете не так просто найти материал с анализом его работ на русском языке.

Большинство текстов описывают его фотографии на уровне общих фраз: «в работах отражает свой внутренний мир», «проводит психологические эксперименты» и т.п. Помогают ли эти слова понять, чем отличается художник от остальных? Вряд ли. Кто нам сможет помочь? Сам художник.

В этом году вышла книга Ballenesque с лучшими фотографиями Роджера Баллена за всю карьеру. По этому поводу было опубликовано одноименное видео. В нём автор рассказывает об идеях, которые лежат в основе его работ. Одно из ключевых слов в этом рассказе — слово «хаос». С него мы и начнём наш анализ.

В общем понимании, хаос — неопределённое состояние вещей; то, что противоположно гармонии и упорядоченности, а если совсем просто, то хаос — это беспорядок. Беспорядок — ситуация, в которой вещи находятся не на своих местах. Когда вещи не на своих местах, наши ожидания неизбежно не оправдываются. Когда мы обращаемся к вещи, мы всегда обнаруживаем вместо неё совершенно другое.

Вещи в фотографиях Баллена принимают форму, которой совершенно нельзя ожидать: животное оказывается куклой, кукла — человеком, человек — предметом, предмет — рисунком, комбинации меняются бесконечно от одной фотографии к следующей.

В описании работ Баллена часто можно встретить слово «безумие». Невозможность узнавать и распознавать привычные предметы — одна из его форм. И, наверное, отличие художника от сумасшедшего заключается в том, что первый проигрывает ситуацию безумия сознательно.

Roger Ballen, Eugene on the Phone, 2000
Roger Ballen, Eugene on the Phone, 2000

Больше информации и фотографий — на сайте автора www.rogerballen.com.

Подробный анализ одного из последних проектов Роджера Баллена — в материале «Фотография и тело» на Проекции.

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.