Как объяснить фотографии Роджера Баллена в 5 предложениях?

6 January 2018

Друзья, у нас есть для вас две новости — хорошая и плохая. Плохая — немногие стараются анализировать фотографии, лишь единицы пишут об этом. Хорошая новость заключается в том, что это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Существует стереотип, что художник — это замкнутый человек, который постоянно пребывает в своём мире и его невозможно понять. Отчасти это может быть правдой, но хороший художник хорош тем, что он знает, что делает и может об этом рассказать другим. Чуть ниже мы узнаем, как это может нам помочь в понимании фотографии.

Вы когда-нибудь видели фотографии Роджера Баллена (Roger Ballen)? Скорее всего, да. Даже те, кто не увлекается фотографией, нет-нет да встречал на просторах Интернета снимок с двумя близнецами.

Roger Ballen, Dresie and Casie, twins, Western Transvaal, 1993
Roger Ballen, Dresie and Casie, twins, Western Transvaal, 1993
Roger Ballen, Dresie and Casie, twins, Western Transvaal, 1993

Несмотря на то, что Баллена называют классиком современной фотографии, а его выставки проходили в Москве и Санкт-Петербурге несколько лет назад, в Интернете не так просто найти материал с анализом его работ на русском языке.

Большинство текстов описывают его фотографии на уровне общих фраз: «в работах отражает свой внутренний мир», «проводит психологические эксперименты» и т.п. Помогают ли эти слова понять, чем отличается художник от остальных? Вряд ли. Кто нам сможет помочь? Сам художник.

В этом году вышла книга Ballenesque с лучшими фотографиями Роджера Баллена за всю карьеру. По этому поводу было опубликовано одноименное видео. В нём автор рассказывает об идеях, которые лежат в основе его работ. Одно из ключевых слов в этом рассказе — слово «хаос». С него мы и начнём наш анализ.

В общем понимании, хаос — неопределённое состояние вещей; то, что противоположно гармонии и упорядоченности, а если совсем просто, то хаос — это беспорядок. Беспорядок — ситуация, в которой вещи находятся не на своих местах. Когда вещи не на своих местах, наши ожидания неизбежно не оправдываются. Когда мы обращаемся к вещи, мы всегда обнаруживаем вместо неё совершенно другое.

Вещи в фотографиях Баллена принимают форму, которой совершенно нельзя ожидать: животное оказывается куклой, кукла — человеком, человек — предметом, предмет — рисунком, комбинации меняются бесконечно от одной фотографии к следующей.

В описании работ Баллена часто можно встретить слово «безумие». Невозможность узнавать и распознавать привычные предметы — одна из его форм. И, наверное, отличие художника от сумасшедшего заключается в том, что первый проигрывает ситуацию безумия сознательно.

Roger Ballen, Eugene on the Phone, 2000
Roger Ballen, Eugene on the Phone, 2000
Roger Ballen, Eugene on the Phone, 2000

Больше информации и фотографий — на сайте автора www.rogerballen.com.

Подробный анализ одного из последних проектов Роджера Баллена — в материале «Фотография и тело» на Проекции.

Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.