Катинка Голдберг: мое тело — железная клетка, захватившая разум

1 February 2018

Шведский фотограф Катинка Голдберг (Katinka Goldberg) исследует отчуждение от собственного тела, отношения с близкими людьми и возможность выразить их визуально с помощью коллажа.

© Katinka Goldberg, 2013
© Katinka Goldberg, 2013

В проекте «Bristningar» (2013 г.), что в переводе означает «разрыв, трещина», Голдберг с помощью фотографии сначала «ампутирует» части собственного тела, а затем собирает себя заново. В отличие от ранней серии «Surfacing» (2011), которая была посвящена отношениям с матерью, работая над «Bristningar», автор отдаляется от анализа взаимоотношений и буквально устремляется внутрь себя, фотографически препарируя собственное тело.

© Katinka Goldberg, 2013
© Katinka Goldberg, 2013

В одном из интервью Голдберг говорит, что однажды на приёме у остеопата она испытала острое чувство потери контроля на физическом уровне — ощущение абсолютного незнания и непонимания своего тела: «Как оно стало железной клеткой, которая захватила мой разум? Почему мое сознание вынуждено парадоксальным образом существовать в нем?».

© Katinka Goldberg, 2013
© Katinka Goldberg, 2013

Поиск ответов на эти вопросы привел к желанию исследовать и восстановить свое тело «на собственных условиях», подчиняя его своему видению и ощущению. В своих работах Голдберг реализует фрагментарный способ смотрения на себя.

Начиная с абсолютно белого листа, сопоставляя формы и цвета согласно логике внутренних ощущений, Голдберг собирает образы себя из множества изображений. Она всегда работает только с собственными фотографиями, и часто добавляет к ним скульптурный осязательный элемент: фрагмент платья или клочок волос. Ведь это такой же важный для самоопределения источник информации о нас самих, как и вид нашего тела.

© Katinka Goldberg, 2013
© Katinka Goldberg, 2013

В результате, мы видим набор коллажей, на которых изображение разорвано, искажено и неполно: контур лица вырезан по линии губ и наложен на фрагмент тела с прожилками вен, силуэт фигуры наполнен изображением выпотрошенных внутренностей, автопортрет разъят и совмещен с частями портрета матери. Возникает вопрос, так сколько же меня остается при таком способе сборки? Можно ли считать восстановленное тело по-прежнему мною?

© Katinka Goldberg, 2013
© Katinka Goldberg, 2013

При всей странности конечного изображения, коллаж — весьма логичный выбор. В повседневной жизни мы можем видеть только части нашего тела, всегда лишь под определенным углом, и никогда — полностью. Таким образом, автор визуально точно воспроизводит то, как зрительно мы способны воспринимать себя.

На первый взгляд, этот проект является воплощением переживания, вызванного отчуждением от собственного тела, но также он сообщает о желании узнать его лучше, и, возможно, принять. Работы Голдберг напоминают нам о том, что в фотографии и её привязанности к объективности и фактам, всегда есть место вымыслу.

Катинка Голдберг говорит, что ее особенно занимает вопрос неоднозначности свойств фотографии: с одной стороны она фиксирует мир и делает его доступным для нас в застывшей форме, с другой, тот, кто держит камеру, рассказывает свою личную историю.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.